guriny (guriny) wrote in ru_sovarch,
guriny
guriny
ru_sovarch

Categories:

БАМ и Сибирь завтра.Три картины Г.И. Покровского. Из "Техники молодёжи" за 1974-й год.

     Разбирая старые журналы, наткнулся на "Технику молодёжи" за 1974-ый год. В 1974-м году БАМ только начинали строить. То есть, начинали строить повторно, во второй раз после времён довоенных. И естественно, эта дорога, которую тогда ещё предстояло проложить среди гор, лесов и болот, казалась советским людям дорогой будущего, дорогой счастья. Самый масштабный проект века, даже круче, чем туннель по Ла-Маншем, так говорили о БАМе в те годы.
     И конечно, проект века должен быть творчески осмыслен, отражён в литературе и изобразительном искусстве. Без создания героического и возвышенно образа строителей будущего не обходилась ни одна из грандиозных советских строек.
      Какое же будущее строили люди семидесятых? Они и сами бы хотели это знать. Строители, приезжающие на необжитую сибирскую  землю видели только лес, глинистые, раскисшие дороги, комаров, заляпанные по самые уши грязью спецовки, тесные вагончики, в которых приходилось жить неизвестно сколько. Любое строительство начинается именно с этого, с огромного объёма земляных работ, с грязи и неустроенности.
      Будущее было в книгах, стихах, картинах. Три таких картины и одно стихотворение и нашёл я на страницах ТМ за 1974-й год. Все они принадлежат кисти Георгия Иосифовича Покровского - учёного, генерала, поэта и художника.
       Именно так профессор Покровский представлял трассу БАМа и Сибирь в будущем.





     Грандиозная красота сибирской природы оттенялась и подчёркивалась не менее грандиозными творениями человека. Картины Покровского  задавали нужное направление международному конкурсу научно-фантастических картин и рисунков "Сибирь завтра".
      Может быть, роясь в пыльных журналах сорокалетней давности, я найду и другие картины, посвященные будущему Сибири. Эти картины планировалось печатать на страницах ТМ и организовать передвижную выставку по будущей трассе, чтобы ознакомить с ними первостроителей.


    

     Прямые как стрела железные дороги, гигантские, ажурные мосты, огромные сортировочные станции. Почему-то Покровский не стал рассматривать их вблизи. Какие там, в будущем будут электровозы, какие вагоны - Бог знает.  До рубленых форм и "гробообразных" крыш сегодняшних электровозов он бы точно не додумался.



   Как-то так получилось, что когда наступило это самое "завтра", оно оказалось гораздо скромнее того, что было нарисовано на картинах.  



Оказалось, что БАМ ориентирован даже не на "завтра", а на "послезавтра". Каким будет это бамовское "послезавтра", наверное, не скажет сейчас  никто. Но перспективы у БАМа есть. Ведь это самый короткий путь к Тихому океану. А под конец я выложу здесь тот самый стих Покровского, который был напечатан над первой картиной.

Здесь все пути ещё в грядущем,
Ещё в мечте,- и потому,
Таким сиянием зовущим,
Грядущий день горит сквозь тьму.

Когда над голубою далью,
На крутояре у реки,
Сверкнут внезапно рельсы сталью,
И вспыхнут станций огоньки.

И фермы вздрогнут мостовые,
И полетит их гулкий звук,
В просторы сумрачной стихии,
Тайги, туманов, туч и вьюг.
 
И жадно, гордо и упрямо,
Вдоль горизонта ищет взор,
В каком же месте трасса Бама,
Прорежет гребень чёрных гор.

 
Tags: Архитектура СССР 1955-1991 гг., Транспортные сооружения / Transport
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments