?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

История проектирования Новосибирского театра оперы и балета

« previous entry | next entry »
Mar. 2nd, 2012 | 12:27 pm
posted by: gelio in ru_sovarch


Новосибирский театр оперы и балета — крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе создания театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу...



Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт.



В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса.
В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма».


Авторы проекта ДНиК А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт

В 1930 г к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко,


Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором)



Макет зальной части театра

Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении.



Проектировался "сверхмеханизированный театр ланетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий или бассейн для водных пантомим.



На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты.



Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий.



Планировалось устройство подвижного транспортера- галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала.



В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко.



Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией.
Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция
- «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол».



При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала.






План второго этажа. Архитектор Рошин






Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве



Интерьер вестибюля



Интерьер кулуаров



Интерьер фойе-буфета



Рекреация на кровле вестибюльной части



Продольный разрез



Совмещенный план 1 и 2 этажей

В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки подвергли критике (в связи , но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра".



Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».



Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК.
Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы.



Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев



Архитектор: Масленников В.С.



Архитектор: Брюханов



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.









Архитектор: Воронов И.Т.



Архитектор: Гольц Г.П.






Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



После проведения конкурсов архитектор Б.А. Гордеев, проект которого победил во втором туре второго конкурса, для дальнейшей разработки проекта в 1934 г. был направлен во Вторую мастерскую Моссовета академика А.В. Щусева, где при участии сначала А.Б. Куровского, а затем - B.C. Биркенберга, по технологической схеме Г.М. Данкмана была выполнена окончательная редакция проекта.



Технической проект перепланировки новосибирского дома науки и культуры
В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр.












1937 Год План 4 этажа зрительной части



Интерьер зала по проекту Лансере Е.Е. до принятия варианта реконструкции Г.М.Данкмана



Интерьер фойе-буфета 2 этажа






Интерьр зала по проекту Е.Е. Лансере до принятие реконструкции Г.М.Данкмана



Развертки стен фойе-буфета 2 этажа



Интерьер зала. Окончательный вариант

Для улучшения акустики к железобетонному своду был подвешен деревянный потолок.
Вместимость зала была сокращена с 2500 до 1900 человек.



Люстра кольцевого фойе 2 этажа
Проект. Б. И. Дмитриев. 1939 г.



Кресло зрительного зала



Люстра зрительного зала



Фрагмент фасада



Совмещенный план 1 и 2 этажей






Разрез здание по продолной оси (Новосибирсгражданпроект для капитального ремонта)

В результате многочисленных переделок здание театра имеет такое большое количество лишних помещений, что в них можно было бы разместить еще несколько зрительных залов.



В 1937 году был репрессирован главный инженер строительства театра С.А. Полыгалин.
Вв 1938 г. арестован создатель системы «Теомасс» Т.Я. Бардт.



Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма".
При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство
трудящихся и антисоветскую агитацию...".



Благоустройство площади Ленина



Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при.
В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.





Link | Leave a comment |

Comments {27}

yakushevska

(no subject)

from: yakushevska
date: Mar. 2nd, 2012 08:25 am (UTC)
Link

потрясает.
Спасибо за пост, за такой труд:)

Reply | Thread

ptico_sova

(no subject)

from: ptico_sova
date: Mar. 2nd, 2012 09:10 am (UTC)
Link

Ооочень интересный пост и редкий фото материал, почитал с удовольствием ,спасибо!

Reply | Thread

(no subject)

from: sasha_pit
date: Mar. 2nd, 2012 12:39 pm (UTC)
Link

Очень интересно, спасибо!! Большое!

Reply | Thread

union_contrust

(no subject)

from: union_contrust
date: Mar. 2nd, 2012 01:54 pm (UTC)
Link

Да, роскошный материал.
И, если позволите, вопрос: а высотка, изображенная на плане реконструкции центра Новосибирска - она была построена, или хотя бы начиналась строительством?

Reply | Thread

sektant_ivorona

(no subject)

from: sektant_ivorona
date: Mar. 2nd, 2012 04:19 pm (UTC)
Link

Спасибо! Наглядное свидетельство паперновского антагонизма (культура-1, культура-2).

Reply | Thread

Андрей Бархин

(no subject)

from: a_barhin
date: Mar. 2nd, 2012 08:58 pm (UTC)
Link

да, фантастика, спасибо

и вот ведь половина картинок - ар-деко,
эдакая великолепная смесь Лангбарда, Голосова, Троцкого,

или иными словами бутафория и эклектика,
как сказали бы многие)

Reply | Thread

Таня

(no subject)

from: myfirsthentai
date: Mar. 2nd, 2012 09:10 pm (UTC)
Link

Спасибо, очень занимательно

Reply | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 09:10 am (UTC)
Link

Замечательно проделанная работа! Спасибо!

Reply | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 03:39 pm (UTC)
Link

Последний снимок изумительно абсурден.
Кажется театр и гост. Москва окрыли список самых известных сталинских домов-мутантов.
Когда бралась современная архитектура и обвешивалась бирюльками по самые помидоры.
Интересно, что одни, как театр в Новосибирске пошли под нож, а другие (вроде театра в Ростове на Дону) уцелели.
Любопытно было бы проследить логику

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 04:37 pm (UTC)
Link

Я. пожалуй. с тобой соглашусь. И это особенно верно при сопоставлении с этим снимком.



Но, увы, для каждого времени характерны специфические издержки. И то, что мы видим на последнем снимке является абсурдом только в сравнении, и не для всех очевидно.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 04:46 pm (UTC)
Link

Ну, советская архитектура - это целиком такая специфическая издержка, что и сравнивать не с чем.
Помнишь у Мопассана, кажется, был такой рассказ "Мать уродов". Женщина перевязывала себе во время беременности живот по разному, а получившихся детей продавала в цирк.

Если так поступать с архитектурой, то получается то, что на снимках.

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 04:59 pm (UTC)
Link

Ух, какой ты сегодня категоричный! Мопассан сильно не распространялся, но , подозреваю, не все уроды получались уродливы. И опять таки, по сравнению с чем? С родом человеческим? Так разный. Одни только длиношееи, многокольцовые негритянки чего стоят!?

Что же касается театра, то все наши сомнения проистекают исключительно от знания предмета (спасибо Славе Степанову!) Если бы театр проектировался сразу в сталинской эклектике, вопросов бы возникало меньше.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 05:08 pm (UTC)
Link

Да, конечно, изначально сталинские театры примитивнее, там вообще говорить не о чем. А здесь с фокус с переодеванием. Матрешка такая.

Это кстати, как раз тот случай, когда мне остро жалко автора, Гринберга. И самого расстреляли и проект - великолепный! - изуродовали. Щусев его отделал как бог черепаху.
Пикантность в том, что как раз Щусев точно понимал, что делает и знал этому цену. Сам был архитектор-конструктивист может и не хуже Гринберга. Но - мудрый очень. Зря не дергался.

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 05:11 pm (UTC)
Link

Представил, чтобы получилось, реши там наверху "переодеть" его мавзолей.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 05:17 pm (UTC)
Link

Да, это тоже забавно. Если бы каменный Мавзолей строился на пару лет позже, так бы и случилось.
Но, кстати, там был обратный процесс. В основе щусевского деревянного мавзолея лежал проект, где на надгоробии-постаменте стояли пять высоких колонн с антамблементов, в плане - пятиконечная звезда. Потом колонны почернели и отвалились, а надгробие разрослось.
Вообще, проектирование мавзолея - загадка. Никто тольком не исследовал, как он шло и почему шло именно так. И кто им командовал.

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 05:19 pm (UTC)
Link

К какому стилю ты относишь мавзолей?

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 05:37 pm (UTC)
Link

Хрен знает. Личное щусевское творчество, может и самый лучший его проект. Несмотря на гнусную и пошлую функцию и то, что заказчик был, скорее всего, лично Сталин.
Я же говорю - загадка.

И вообще предпочитаю обсуждать архитектуру саму по себе, без формальной привязки к условным "стилям". Это конечно увлекательная игра - жоглировать названиями, но, как правило, бесперспективная. Слишком по разному они понимаются.

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 7th, 2012 05:48 pm (UTC)
Link

Ну хрен, так хрен. Мавзолей гениален композицией, массой, местом, тактом ... У меня к нему нежные чувства, я его мыл на первом курсе. Внутри ни разу не был, не тянуло.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 06:10 pm (UTC)
Link

А я был. И даже впечатления когда-то в Московских новостях опуьликова, вот ужо найду.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 7th, 2012 10:42 pm (UTC)
Link

Вот - http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/327759.html

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 8th, 2012 10:18 am (UTC)
Link

Вот вспомнил, что писал о театре в Новосибирске Рудольф Волтерс в 1933 г.: "«Здание старого театра было маленьким, уродливым и очень редко полным. Это не помешало государству начать строительство гигантского театра на 4000 человек. Неслыханное безумие, которое горько отомстит за себя»

Вообще, говоря о советской архитектуре обычно полнлстью игнорируется ее социальный смысл. Строительство новосибирского театра (независимо от качества архитектуры) изначально было типично сталинской преступной затеей.
Когда его в 1931-32 г. начали строить, в Новосибирске на одного жителя приходилось меньше 3 кв. м. трущобного жилья, население перманентно голодало и дохло тысячами от эпидемий.
Когда во время войны закончили строить, было еще хуже - 2 кв. м. на человека.

Легко представить себе настроение рабочих на стройке.

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 8th, 2012 10:24 am (UTC)
Link

Я тоже вспомнил это его замечание. Что я могу тебе сказать? Тирании, деспотии и прочие кратии всегда страдали любовью к большому и прекрасному. Вот рабам в Египте вообще полагалось 1.5 кв.м жилплощади, а они такие пирамиды отгрохали. Как прикажешь нам сейчас к этим пирамидам относится?

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 8th, 2012 10:33 am (UTC)
Link

Так же.
Вон древнеамериканское искусство искусство все пронизано культов человеческих жертвоприношений. Но завораживает.

Но это не значит, что мы сегодня должны с благосклонностью относится к рабскому труду и человеческим жертвоприношениям. А театр в Новосибирске - это в первую очередь памятник и тому, и другому.

Кроме того, уродливый и абсурдный - в отличие от ттого, что спроектировал в самом начале Гринберг.

Кстати, я не сказал бы, что Сталин и его подельники стрададали любовью к прекрасному. Вкусы же были дикарские.

Edited at 2012-03-08 10:35 am (UTC)

Reply | Parent | Thread

Michael Lin

(no subject)

from: carmelist
date: Mar. 8th, 2012 10:39 am (UTC)
Link

Ладно, пусть они страдали любовью только к большому. А прекрасным его делали профессионалы.

Reply | Parent | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 8th, 2012 10:43 am (UTC)
Link

Не, тоже не могли. То есть, пока цензуры худо-бедно не было, кое-как могли. До 1932 г.
А потом началось чистое безобразие.

Reply | Parent | Thread

Boris Vorobyev

(no subject)

from: Boris Vorobyev
date: May. 18th, 2012 07:11 pm (UTC)
Link

Тихий ужас.... Как из шедевра современной архитектуры сделали разукрашенный бутафорский реквизит для помпезных церемоний и ритуалов бюрократической партхозэлиты времен господства ВКПб. Горько видеть сколько энергии и сил потрачено на уродование выдающегося достижения современной эстетики.

Reply | Thread

Ляо

from: kaliao
date: Feb. 4th, 2018 06:29 pm (UTC)
Link

Интересно, что макет театра получил Гран при в 1937 году на выставке в Париже. Такое здание могло в одном ряду стоять с Opera Garnie и Royal Albert Hall. Но не суждено было проекту осуществиться, он оказался неуместным для времени и страны. Архитекторов постигла тяжелая участь, как жаль. Opera Garnier и Robert Albert Hall по сей день продолжают удивлять и радовать зрителей.

Reply | Thread