?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

"Соцгород" по проекту бюро Эрнста Мая в Магнитогорске

« previous entry | next entry »
Feb. 27th, 2012 | 09:50 pm
posted by: bigmaxx in ru_sovarch

Порядком надоевшие морозы наконец ослабли (по крайней мере, днём); так что, выполняя просьбу читателей сообщества - выбрал время, чтобы заснять этот своеобразный район застройки.




В дни моего детства этот район, помнится, уже считался маргинальным местом, даже внутри левобережной жилой зоны довоенной застройки, которая и так стала "непрестижной" в 60-е.
Тем не менее, дома эти до сих пор стоят; некоторые в 90-х даже были капитально отремонтированы.

На обложке этой книги представлена как раз планировка района, по которому мы сейчас пройдёмся.



Май известен своим пристрастием к строчной застройке; дома выходят на улицы торцами, а не фасадами.
"Настоящих" улиц, перпендикулярных домам и параллельных друг другу, здесь три: Пионерская (широкая центральная); Маяковского (ближняя к зрителю периферийная) и Чайковского (дальняя периферийная).

Улица Чайковского:



Дома, выходящие на периферийные улицы, по своему облику не просто скупые, а практически спартанские.
Они строго функциональны - но, на мой взгляд, даже привлекательны своей геометричностью и одинаковостью - как солдаты в строю.







Правда, имеются незначительные вариации. На некоторых домах подъезды выполнены вот так:





На других же - фасады "гладкие"; вероятно, этих варианты отличаются и внутренней планировкой.



Некоторое разнообразие вносит и ступенчатость зданий, изгибающих свой "хребет" сообразно рельефу:



В первоначальный замысел архитекторов реальность вносила свои коррективы.
Образ жизни в СССР стимулировал людей делать запасы и ничего не выбрасывать; а хранить всевозможный скарб или, например, мешок-другой выращенной самостоятельно картошки - в перенаселенных спартанских квартирах без балконов, было совершенно негде.
Поэтому в послевоенные времена кое-где между домами были построены так называемые "стайки". Наиболее хозяйственные семьи даже выкапывали под своими секциями «стаек» погреба…



В 90-е, совместно с капитальным ремонтом была выполнена достройка нескольких домов несущими конструкциями для балконов:



А один из домов находится вот в таком состоянии уже много лет, судя по немаленькой поросли американского клёна внутри...





На его фотографиях видно, что стены дома кирпичные, а перекрытия - деревянные. Это свидетельство серьёзного отличия советских проектов Мая от немецких в части применяемой технологии - в Германии он старался использовать самые передовые, на тот момент, технологии типового домостроения, к которым советская стройиндустрия начала 30-х была ещё совершенно не готова.

Дома на улице Пионерской, вероятно, могут считаться жильём более высокого качества. Они имеют бОльшую этажность (4 вместо 3-х) и балконы; вероятно, бетонные перекрытия и... намного более прозаичный вид, чем-то напоминающий послевоенные "хрущёвки". В одном из этих домов жила до и во время войны моя бабушка с семьёй.





Однако, и тут не обошлось без "стаек")))



Одноэтажное здание на генплане, в которое упирается ул. Пионерская, со сходящимися к нему лучеобразными дорожками (вероятно, по замыслу архитекторов, магазин или клуб) в реальности отсутствует, и я не уверен, существовало ли оно на моей памяти; хотя в детстве бывал в этом районе регулярно.

Так или иначе, в этом районе продолжается жизнь: дворы заставлены современными машинами, люди прогуливаются с детьми... Первые в Магнитке многоэтажные жилые дома продолжают служить.

Link | Leave a comment |

Comments {57}

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Feb. 27th, 2012 04:00 pm (UTC)
Link

Большое спасибо! Очень интересно.
Вот бы их нормально отреставрировать... Наверное, пока о таком можно только мечтать.

Reply | Thread

veron_rus

(no subject)

from: veron_rus
date: Feb. 27th, 2012 04:31 pm (UTC)
Link

Зачем?
Художественной ценности в них ноль, только в ансамбле целиком. Некая.
А сделаны они плохо. По современным меркам.

Reply | Parent | Thread | Expand

Чорный Краевед

(no subject)

from: wlad11
date: Feb. 27th, 2012 04:41 pm (UTC)
Link

С одной стороны - бараки бараками конечно... но что-то есть в них. если целиком смотреть, не по отдельности...

Reply | Thread

Boris Vorobyev

(no subject)

from: Boris Vorobyev
date: Mar. 15th, 2012 07:10 am (UTC)
Link

Да, вы точно определили: смотреть нужно весь комплекс зданий, сооружений и благоустройства всего микрорайона как единого целого. Отдельное здание является только частью этого комплекса и нельзя его оценивать в отрыве от общего.

Reply | Parent | Thread

oledjio

(no subject)

from: oledjio
date: Feb. 27th, 2012 05:35 pm (UTC)
Link

отличный пост, большое спасибо!

Reply | Thread

Соловьёв Игорь

(no subject)

from: solovyev_igor
date: Feb. 27th, 2012 06:26 pm (UTC)
Link

Знакомые балконы: http://fotki.yandex.ru/users/sashacmc/view/215954?page=4
Москва ул.Лодочная 11,13,15.

Reply | Thread

greedyspeedy

(no subject)

from: greedyspeedy
date: Feb. 27th, 2012 07:25 pm (UTC)
Link

Спасибо за интересный репортаж.
Маленькая просьба: в конце статьи указывайте, пожалуйста, ссылки на предыдущие репортажи.
Это для тех, кто пропустил:)

Reply | Thread

Ezhishka

(no subject)

from: ezhishka
date: Mar. 4th, 2012 10:09 am (UTC)
Link

Магнитогорск. Перспектива. 1931 г.


Reply | Thread

Ezhishka

(no subject)

from: ezhishka
date: Mar. 4th, 2012 10:12 am (UTC)
Link

Спасибо Вам! Очень хороший репортаж! А то написано достаточно текстов, а вот хороших фотографий, чтобы посмотреть, и не найти. Спасибо!

Reply | Thread

Ezhishka

(no subject)

from: ezhishka
date: Mar. 4th, 2012 10:14 am (UTC)
Link

Генеральный план Магнитогорская. Ноябрь 1930.


Генеральный план. Магнитогорск. 1931.

Reply | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 4th, 2012 12:32 pm (UTC)
Link

Вот в дополнение несколько картинок из книги Конышевой и Мееровича "Эрнст Май и проектирование соцгородов в годы первых пятилеток", 2012.
На последней дома не Мая, а Чернышева, они в середине первого квартала, дома Мая по краям.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Reply | Thread

bigmaxx

(no subject)

from: bigmaxx
date: Mar. 4th, 2012 12:43 pm (UTC)
Link

Спасибо! Квартал №2 у меня частично отснят; но пост сделаю попозже, хочу добавить еще близкую по стилю 1-ю горбольницу.

Reply | Parent | Thread

Boris Vorobyev

(no subject)

from: Boris Vorobyev
date: Mar. 14th, 2012 03:06 pm (UTC)
Link

Конечно, ценность этого объекта не во внешнем виде одного отдельно взятого дома. Здесь речь идет о решении комплексной градостроительной задачи создания удобной и комфортной жилой среды, но в рамках жестких ограничений во всем: финансы, стройматериалы, инженерное оборудование и т.д.
Но в любом случае, это достижение для своего времени, хотя и исковерканное практикой покомнатного заселения семьями. Эта советская практика 1930х годов в корне извратила основную идею такого минимального социального жилья для трудящихся, которое сочеталось с сопутствующими благоустройством мест отдыха, спортплощадками и социальными учреждениями.

Reply | Thread

old_xpen

(no subject)

from: old_xpen
date: Mar. 22nd, 2012 04:45 pm (UTC)
Link

Э.Май, конечно, сыграл огромную роль в советском градостроительстве. Больше, к сожалению, не у нас, в Магнитогорске, а в Новокузнецке. В Магнитке с генпланом вообще были сложнейшие тёрки и заморочки. Маю у нас не везло. Сибирский "город-сад" его лучше принял. Да и после, чего только про него не писали у нас некоторые авторы.

Но след в магнитогорском градостроительстве он оставил заметный. В головах и душах архитекторов Магнитки. И наши архитекторы-градостроители не зря хлеб едят. В этом отношении мне всегда хочется поставить в пример планировку одного из последних, 143-го, микрорайона (ограничен ул.Советской – ул.Им.50-летия Магнитки – ул.Тевосяна – ул.Зеленый лог). Даже предлагал школьникам – любителям архитектуры написать небольшое исследование--сравнение градостроительных концепций архитекторов 30-х, 50-х годов и нынешних на уровне одного микрорайона.

А теперь хочется ответить на некоторые здешние вопросы. Насколько я в них ориентируюсь.

В 1946 году наша семья из барака на 13-м участке переехала в Соцгород, в коммуналку на две семьи. Но не на первый квартал, а на второй. Сейчас это дом №9 по пер.Ржевского. (см. картинки в топике dmitrij_sergeev). Но на первом квартале я, конечно, все закоулки в то время излазил.

Могу уверенно сказать, что никаких буржуек в этих домах никогда не было. Центральное отопление, водопровод и канализация были предусмотрены изначально. (Это же Соцгород, т.е. "Социалистический город"!) Стайки появились уже после войны. Кстати, они были построены централизовано, по проектам. Где-то в середине 50-х. И не только там, но и в других местах Левобережья. Печи, соответственно и трубы, были. Перед всеми праздниками, в т.ч. и православными, и иудейскими, и исламскими все наши соседи, а вместе с ними и моя маманька, пекли всякие вкусности. Дрова нужны были только для растопки: Магнитка – город металлургов и печи наши работали, в основном, на коксе. Когда в город пришел газ и, не скоро, но всё же дошел до Левого берега, – печки сломали. Кухни стали просторнее. А крыши перекрыли заново. Проблем с центральным отоплением не припоминаю. Даже не сохранилось в памяти, чтобы где-нибудь улицы рыли для ликвидации аварий. Такие вещи у меня, почему-то связаны уже со временами Леонида Ильича.

Первый квартал образец и по озеленению. Между крайними домами, что проектировал Э.Май и центральной частью, что идет вдоль ул.Пионерской, сразу после войны были разбиты великолепные бульвары. На фотографиях хорошо видны остатки этого великолепия.

Правда немецкую красоту пришлось разнообразить из-за суровой прозы жизни. Улица Маяковского начиналась не с жилого дома, а со школы: еще до войны там была построена двухэтажная семилетка. Недалеко был выстроен сравнительно большой одноэтажный блок: Гастроном №1. В одном из хозяйственных пристроев к дому по ул.Чайковского разместили городской краеведческий музей. Перед ним на гипсовой(?) скамеечке сидел тоже гипсовый Ильич в обнимку в И.В.Сталиным. Оба мило улыбались. После 56-го года Ильич уже сидел один, другой конец скамеечки был пуст. В одном из домов по ул.Маяковского разместили поликлинику. По ул.Пионерской, в цоколе дома, не одно десятилетие обитали издательство, редакция и типография газеты "Магнитогорский рабочий". Т.к. специальных помещений не было предусмотрено, то все магазины квартала ютились по таким полуподвалам. На фото их хорошо видно. Первый этаж одного из домов занимал детский сад. В доме по ул. Маяковского размещалось общежитие педагогического института.

Проект Э.Мая был реализован не полностью. Там, где у него эспаланда с веером аллей, еще до войны построили здание педагогического института. (Сейчас там торговый техникум). А перспективу Пионерской улицы замкнули в 1952 году типовым зданием школы с общей, для института и школы, спортплощадкой. Рядом со школой, с довоенных времен, располагался большой (по тем временам) одноэтажный торговый комплекс с очень высоким деревянным крыльцом: "немецкий магазин". (Иностранных специалистов, что попроще, первое время селили по Пионерской улице).

Конечно, если только на сами дома смотреть, зрелище удручающее. Но пройдитесь летом, а лучше в мае, по Пионерской и бульварам -- впечатлений не на один день!

Reply | Thread

Dmitrij_Chmelnizki

(no subject)

from: dmitrij_sergeev
date: Mar. 22nd, 2012 10:16 pm (UTC)
Link

Э.Май, конечно, сыграл огромную роль в советском градостроительстве.
---------------------
Ох, боюсь, ни черта он не сыграл. Ну в смысле, схемы генпланов промпоселков они настругали, но на градостроительство он реально просто не успел повлиять. А уж на жилую архитектуру - тем более.

Reply | Parent | Thread | Expand

LiveJournal

«Специалист в Сибири». Немецкий архитектор в сталинск

from: livejournal
date: Feb. 4th, 2016 04:36 am (UTC)
Link

User anirik_01 referenced to your post from «Специалист в Сибири». Немецкий архитектор в сталинском СССР saying: [...] Как это выглядит сейчас можно посмотреть здесь>>> [...]

Reply | Thread

Anna Martovitskaya

(no subject)

from: Anna Martovitskaya
date: Apr. 10th, 2017 03:33 pm (UTC)
Link

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как с Вами можно связаться по поводу приобретения некоторых из этих фотографий для публикации в архитектурном журнале?

Reply | Thread

bigmaxx

(no subject)

from: bigmaxx
date: Apr. 10th, 2017 04:30 pm (UTC)
Link

Здравствуйте, написал в FB.

Reply | Parent | Thread | Expand

sedov_05

(no subject)

from: sedov_05
date: Aug. 20th, 2017 12:52 pm (UTC)
Link

очень интересно. Жаль нет планировок квартир

Reply | Thread