
В дни моего детства этот район, помнится, уже считался маргинальным местом, даже внутри левобережной жилой зоны довоенной застройки, которая и так стала "непрестижной" в 60-е.
Тем не менее, дома эти до сих пор стоят; некоторые в 90-х даже были капитально отремонтированы.
На обложке этой книги представлена как раз планировка района, по которому мы сейчас пройдёмся.

Май известен своим пристрастием к строчной застройке; дома выходят на улицы торцами, а не фасадами.
"Настоящих" улиц, перпендикулярных домам и параллельных друг другу, здесь три: Пионерская (широкая центральная); Маяковского (ближняя к зрителю периферийная) и Чайковского (дальняя периферийная).
Улица Чайковского:

Дома, выходящие на периферийные улицы, по своему облику не просто скупые, а практически спартанские.
Они строго функциональны - но, на мой взгляд, даже привлекательны своей геометричностью и одинаковостью - как солдаты в строю.



Правда, имеются незначительные вариации. На некоторых домах подъезды выполнены вот так:


На других же - фасады "гладкие"; вероятно, этих варианты отличаются и внутренней планировкой.

Некоторое разнообразие вносит и ступенчатость зданий, изгибающих свой "хребет" сообразно рельефу:

В первоначальный замысел архитекторов реальность вносила свои коррективы.
Образ жизни в СССР стимулировал людей делать запасы и ничего не выбрасывать; а хранить всевозможный скарб или, например, мешок-другой выращенной самостоятельно картошки - в перенаселенных спартанских квартирах без балконов, было совершенно негде.
Поэтому в послевоенные времена кое-где между домами были построены так называемые "стайки". Наиболее хозяйственные семьи даже выкапывали под своими секциями «стаек» погреба…

В 90-е, совместно с капитальным ремонтом была выполнена достройка нескольких домов несущими конструкциями для балконов:

А один из домов находится вот в таком состоянии уже много лет, судя по немаленькой поросли американского клёна внутри...


На его фотографиях видно, что стены дома кирпичные, а перекрытия - деревянные. Это свидетельство серьёзного отличия советских проектов Мая от немецких в части применяемой технологии - в Германии он старался использовать самые передовые, на тот момент, технологии типового домостроения, к которым советская стройиндустрия начала 30-х была ещё совершенно не готова.
Дома на улице Пионерской, вероятно, могут считаться жильём более высокого качества. Они имеют бОльшую этажность (4 вместо 3-х) и балконы; вероятно, бетонные перекрытия и... намного более прозаичный вид, чем-то напоминающий послевоенные "хрущёвки". В одном из этих домов жила до и во время войны моя бабушка с семьёй.


Однако, и тут не обошлось без "стаек")))

Одноэтажное здание на генплане, в которое упирается ул. Пионерская, со сходящимися к нему лучеобразными дорожками (вероятно, по замыслу архитекторов, магазин или клуб) в реальности отсутствует, и я не уверен, существовало ли оно на моей памяти; хотя в детстве бывал в этом районе регулярно.
Так или иначе, в этом районе продолжается жизнь: дворы заставлены современными машинами, люди прогуливаются с детьми... Первые в Магнитке многоэтажные жилые дома продолжают служить.
