Замоскворечанин (zamos) wrote in ru_sovarch,
Замоскворечанин
zamos
ru_sovarch

Categories:

Станция Автово. Детали.


Станция Автово в Петербурге привлекает пассажиров своим помпезным образом. Москвичи, привыкшие видеть станции мелкого заложения лаконичными, без тяжеловесных люстр, не сразу могут понять, что Автово - это типовая станция мелкого заложения, "замаскированная" богатством отделки. В Москве, в эпоху расцвета "сталинского ампира" станции мелкого заложения не сооружались, поэтому пример шикарного оформления мелкой колонной станции есть только в Петербурге. И, к сожалению, последний пример - затем к нам пришли знакомые "сороконожки".

Сказать, что такая насыщенность мелкими деталями пошла на пользу станции не могу. Большие грузные люстры, множественные узоры-кессоны на потолке, такие же пышные мраморные капители зрительно давят на пассажира. Люстры, кажется, висят совсем низко над головой. На мой взгляд, стоило бы отказаться от такого тяжелого навесного потолка, заменив его на крупные неглубокие кессоны.


Вид мраморной колонны и тяжеловесной люстры с подвесами.


Сегодня на станции идет ремонт.


Капитель мраморной колонны.

Вид станции. Колонны в защитных кожухах, забор в центре - место текущей реконструкции.

Главной особенностью станции являются 16 колонн в центре станции, покрытые литым стеклом. Это первый (и, наверное, последний) опыт применения декоративного стекла в метро. Стеклянные панели закреплены с помощью металлической декоративной ленты, которая обвивает колонну. Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло не просвечивает, становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся целиком стеклянными.

Борьба с архитектурными излишествами не дала закончить станцию полностью. Проект предусматривал покрыть стеклом все колонны и сделать внутри них подсветку. Это смотрелось бы очень эффектно!


Вид станции и стеклянных колонн до ремонта. (фото с сайта http://wiki.nashtransport.ru)



Стеклянная колонная, опоясанная металлической лентой. Ремонт.

Станция Автово посвящена обороне Ленинграда и победе в ВОВ. Люстры, решетки и другие детали оформления несут на себе победную символику: дубовые листья, обвитые лентами, и различные геральдические щиты.


Вентрешетки с геральдическими символами.

Торцевую стену (по все правилам сталинского метростроения) украшает центральная композиция, задающая идеологический образ станции. В данном случае это мозаичное панно "Победа", на котором изображена женщина с ребенком на плече на фоне развевающихся красных победных знамен и лент с надписями "Миру мир" и "Наше дело правое - мы победили". Последняя фраза взята с медали "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.", где изображен профиль Сталина. В то время авторство этой фразы приписывалось самому Сталину, поэтому ее появление тут закономерно. Женщина с младенцем это каноничный образ тех, кого защищали воины. Внизу по углам расположены щиты с датами 1941 и 1945, рядом с ними развеваются необыкновенные по красоте цветом ленты с орденов и медалей, посвященных Победе.

Очень выразительное смальтовое панно в торце станции.



Так выглядел торец до ремонта на станции. (фото с сайта http://wiki.nashtransport.ru).



Смальтовое панно в торце.


Торцевое панно. Деталь.



Правый нижний угол смальтового панно.


Tags: Архитектура СССР 1932-1955 гг., Архитектурные детали / Details, Метрополитен / Subway, Монументальное искусство / Art, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg, Скульптура / Sculpture, Транспортные сооружения / Transport
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments