Чорный Краевед (wlad11) wrote in ru_sovarch,
Чорный Краевед
wlad11
ru_sovarch

Categories:

По Ленинградскому метро.


Побродив по тегам, не нашёл материалов про один из значимых памятников советской архитектуры Ленинграда. Так что ликвидирую пробел и проедемся по самым старым станциям ленинградской подземки, и посмотрим встреченные между ними раритеты.


2. А вот и первый раритет, в нём мы при том едем, старый линкрустовый вагон!


3. Вагон правда не самый старый, уже с обычной форточкой...


4. Станция построенная уже после "борьбы с излишествами", "Площадь Ленина", открытая в 1958 году.


5.


6.


7. Скромненько конечно... но ещё элементы стиля есть...
станция Чернышевская произвела на меня впечатление новой, и её не фоткал...


8. А вот узнаваемая станция "Площадь Восстания". 1955й. Архитекторы Б.Н. Журавлёв, И.И. Фомин и В.В. Ганкевич Инженер-конструктор Е.А. Эрганов. Название связано с близостью Площади Восстания (бывшей Знаменской площади). Проектное название «Московская». Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа: «Выступление В.И. Ленина в Таврическом дворце» (скульптор А.И. Далиненко), «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» (скульптор В.Б. Пинчук), «Выстрел „Авроры“» (скульптор А.В. Разумовский), «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В.И. Татарович).


9.


10.


11. Как-же бесят эти новые ущербные таблички, красные полосы и реклама...


12. Всякий разный Ленин...


13. Тут при том кажется даже ещё с дяденькой_с_усами_и_трубкой. Хотя нет, трубка за кадром как говорится.


14. Ну разливной Лукич до кучи...


15. И уже без Лукича.


16. Владимирская, 1955 год. Архитекторы А.В. Жук, А.И. Прибульский и Г.И. Александров. Название связано с близостью Владимирской площади и Владимирского проспекта. Проектное название «Площадь Нахимсона». Весь подземный зал облицован белым, чуть холодноватым уральским мрамором из месторождения «Коелга» и хорошо гармонирует с бронзовыми деталями убранства. Тёмный гранитный пол и массивные люстры контрастируют с белой гладью стен. Путевые стены покрыты мрамором. На путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955», такая же решётка и в торцевой стене центрального зала.


17.


18.


19. Пушкинская, 1956-го года... Архитекторы Л.М. Поляков и В.А. Петров. Инженер-конструктор С.М. Эпштейн. Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала. Проектное название «Витебская». Тематика оформления станции целиком посвящена великому русскому поэту, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины из знаменитых Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройные стволы светильников декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями. В торце центрального подземного зала установлена статуя А.С. Пушкина работы М.К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М.А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А.С. Пушкина, работы жены Аникушина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух. Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого положена простая кафельная плитка светлого цвета. На путевых стенах перронов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены декоративные решётки с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, решётки были сделаны аналогично соседним станциям).


20.


21.


22. АС Пушкин вглубине там виднеетцо.


23. Станция "Технологический институт". Станция состоит из двух залов, первый из которых был открыт 15 ноября 1955 г., второй — 29 апреля 1961 г.Архитекторы первого зала А.М. Соколов и А.К. Андреев, второго — А.И. Прибульский, А.Я. Мачерет и В.В. Ганкевич.Инженер-конструктор первого зала С.М. Эпштейн, второго — А.С. Черняк. Название связано с тем, что наземный вестибюль находится в непосредственной близости от СПбГТИ. Основная тема оформления первого зала — достижения русской и советской науки. Украшена разными портретами, дядю с усами правда тут уже убрали...


24.


25. А висел дядя там где сейчас цветная хня слева.


26.


27. Станция Балтийская. Тоже 55-й. Архитекторы М.К. Бенуа, А.И. Кубасов и Ф.Ф. Олейник. Инженер-конструктор С.М. Эпштейн. Название получила из-за близости к Балтийскому вокзалу и топонимики окружающих улиц. Проектное название «Балтийский вокзал». Тематика художественного оформления станции посвящена теме мощи и славы Советского Союза как великой морской державы.


28.


29.


30. Флорентийская мозаика "1917й год".


31. товарищи революционные солдаты-матросы...


32.


33. Внимание на форточку (а не на лица на переднем).


34. Да, такого у нас уже не встретишь.
А мы меж тем на Нарвской...


35. В проекте станция носила название «Площадь Стачек», в последние годы перед открытием — «Сталинская».


36.


37. Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий (48 панно с 12 повторяющимися сюжетами): «Деятели искусств». Скульптор М. Т. Литовченко «Колхозники». Скульптор М. К. Аникушин «Кораблестроители». Скульптор М. Р. Габе «Учащиеся». Скульптор Е. Г. Челпанова «Селекционеры». Скульптор В. Л. Рыбалко «Метростроевцы». Скульптор А. М. Игнатьев «Текстильщицы». Скульптор Л. М. Холина «Литейщики». Скульптор П. А. Куликов «Моряки». Скульптор В. И. Сычёв «Врачи». Скульптор Н. К. Слободинский «Советские воины». Скульптор В. О. Пирожков «Строители». Скульптор А. Н. Черницкий На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955» по году открытия станции. Была ещё мозаика с дядей с усами, но теперь нету.


38.


39.


40. Едем далее...


41. мордочка:)


42. А мы уже на Кировском заводе. Архитектор А.К. Андреев. Инженер-конструктор О.В. Иванова. В проекте станция носила название «Кировская». Колонная станция глубокого (50 м) заложения. Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в северном торце станции. Тема оформления станции — развитие социалистической индустрии.


43.


44. Лукич...


45. что-то вроде эмблемы завода...


46. Барельефы на тему индустрии.


47.


48.


49.


50. Самая красивая станция "Автово". Не первый год в вялотекущей реставрации... Архитекторы Е. А. Левинсон и А.А. Грушке. Инженер-конструктор С.М. Эпштейн. Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В.А. Воронецкого и А.К. Соколова. 30 колонн облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной блестящей ленты, обвивающей колонны. Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80º. Благодаря специфичной огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г.З. Гершуни. Станцию освещают массивные двухцветные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.


51.


52.


53. Факельные светильники напоминают московскую "Октябрьскую" быв. "Калужскую" кольцевой линии...


54. И единственная оставшаяся в метро старая табличка... на ней пока закончим обзор.
Tags: Архитектура СССР 1932-1955 гг., Архитектура СССР 1955-1991 гг., Архитектурные детали / Details, Метрополитен / Subway, Монументальное искусство / Art, Общественные здания / Public Buildings, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg, Скульптура / Sculpture, Транспортные сооружения / Transport
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments