?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

В какие цвета покрасить Москву

« previous entry | next entry »
May. 15th, 2011 | 03:36 pm
posted by: paulkuz in ru_sovarch

Первыми еще в 1924 г. необычную идею окрасить город в определенные цвета предложили архитекторы-рационалисты из АСНОВА (АСсоциации НОвых Архитекторов). Они хотели создать урбанистическую цветовую среду с помощью "окраски зданий в масштабе всего города". Основной единицей цветовой структуры они считали улицу, а не здание. В первом и единственном выпуске "Известий АСНОВА" (№1 за 1926 год) цветовое единство фасадов социалистического строительства противопоставляется "анархокапиталистическому" разнобою.

Следующая попытка была сделана в 1929 году трестом "Малярстрой". Художник Л.Антокольский от имени треста внес на рассмотрение Моссовета "Проект плановой окраски Москвы", он писал: "Каждая площадь должна согласовываться как единый архитектурный ансамбль, имеющий определенный цвет". План окраски города должен был подчиняться градостроительному плану большой Москвы.

При окраске следовало учитывать особенности цветовосприятия городской среды человеком (т.е. как влияет цвет на организм человека, удобство движения и ориентирования в городе) - идея крайне важная для архитекторов-рационалистов во главе с Николаем Ладовским.

 окраска_Москвы_районный_вар 
Проект плановой окраски Москвы по районам (трест "Малярстрой", 1929 год, реконструкция А.Ефимова 1970-х годов).  Обратите внимание на то, что внутри одного района насыщенность цвета варьируется от "ядра" района к его периферии.


 окраска_Москвы_поясной_вар 
Поясной вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)

 окраска_Москвы_артериальный_вар 
Артериальный вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)


Окраску предполагалось производить "стойкими красителями", а финансирование работ должно было идти за счет "налога на наружную окраску" с одновременным запретом на самочинную перекраску фасадов домоуправлениями зданий.

Было предложно три варианта окраски: по районам, по поясам-кольцам и по транспортным артериям. Возможный финальный вариант, скорее всего, стал бы их комбинацией. Антокольский делал оговорку, что в пределах одного цвета можно и нужно использоввать бесчисленное количество оттенков в завиимости от особенностей каждого здания. "Целые десятки улиц в Москве представляют собой бессистемный разнобой архитектурных форм и только посредством плановой окраски можно придать им живописный характер".

Для проработки вопроса создали комиссию, в которую вошли и представители АСНОВА. Им поручили сделать экспериментальный проект для отдельного участка Москвы. В качестве пилота они выполнили проект цветового решения Мясницкой улицы. И якобы работы по колористической отделке зданий в разных районах Москвы начали 1931 году (правда, документальных подтверждений этого у меня нет). Но действия не были согласованы друг с другом и сами работы были низкого качества. А потом, как известно, не стало ни "Малярстроя", ни АСНОВА, и все тихо умерло. Такая вот история.

Этот пост написан с использованием статьи А.Ефимова "Формирование цветовой среды города" (журнал "Архитектура СССР", №9 за 1978 год, стр. 7-9) , за что автор поста благодарен лично А.Ефимову, тресту "Малярстрой" и архитекторам АСНОВА.

Link | Leave a comment |

Comments {23}

domety

(no subject)

from: domety
date: May. 15th, 2011 10:09 pm (UTC)
Link

Хе-хе: бордовая Пресня, синее Измайлово, жёлтая Застава Ильича, оранжевая Шаболовка...

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 10:14 pm (UTC)
Link

а ведь и точно!

Reply | Parent | Thread

Элдхэнн

(no subject)

from: eldhenn
date: May. 16th, 2011 02:36 am (UTC)
Link

Да, почти. Интересно, это случайное совпадение?

Reply | Parent | Thread

domety

(no subject)

from: domety
date: May. 16th, 2011 10:37 am (UTC)
Link

Похоже, что не случайно. Когда строили первую очередь (Сокольническую + зачаток Филёвской) схему сделали, понятное дело, красной. При запуске второй очереди схема была раскрашена в три элементарных цвета (красный, синий, зелёный), совпадение с данной схемой присутствовало лишь на отрезке Бауманская - Электрозаводская, так что судить тоже сложно. Но когда стали тянуть продолжение Горьковско-Замоскворецкой, Филёвскую, Калужскую и т. д., рисуя схемы, явно держали в голове этот проект.

Reply | Parent | Thread