paulkuz (paulkuz) wrote in ru_sovarch,
paulkuz
paulkuz
ru_sovarch

Categories:

В какие цвета покрасить Москву

Первыми еще в 1924 г. необычную идею окрасить город в определенные цвета предложили архитекторы-рационалисты из АСНОВА (АСсоциации НОвых Архитекторов). Они хотели создать урбанистическую цветовую среду с помощью "окраски зданий в масштабе всего города". Основной единицей цветовой структуры они считали улицу, а не здание. В первом и единственном выпуске "Известий АСНОВА" (№1 за 1926 год) цветовое единство фасадов социалистического строительства противопоставляется "анархокапиталистическому" разнобою.

Следующая попытка была сделана в 1929 году трестом "Малярстрой". Художник Л.Антокольский от имени треста внес на рассмотрение Моссовета "Проект плановой окраски Москвы", он писал: "Каждая площадь должна согласовываться как единый архитектурный ансамбль, имеющий определенный цвет". План окраски города должен был подчиняться градостроительному плану большой Москвы.

При окраске следовало учитывать особенности цветовосприятия городской среды человеком (т.е. как влияет цвет на организм человека, удобство движения и ориентирования в городе) - идея крайне важная для архитекторов-рационалистов во главе с Николаем Ладовским.

 окраска_Москвы_районный_вар 
Проект плановой окраски Москвы по районам (трест "Малярстрой", 1929 год, реконструкция А.Ефимова 1970-х годов).  Обратите внимание на то, что внутри одного района насыщенность цвета варьируется от "ядра" района к его периферии.


 окраска_Москвы_поясной_вар 
Поясной вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)

 окраска_Москвы_артериальный_вар 
Артериальный вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)


Окраску предполагалось производить "стойкими красителями", а финансирование работ должно было идти за счет "налога на наружную окраску" с одновременным запретом на самочинную перекраску фасадов домоуправлениями зданий.

Было предложно три варианта окраски: по районам, по поясам-кольцам и по транспортным артериям. Возможный финальный вариант, скорее всего, стал бы их комбинацией. Антокольский делал оговорку, что в пределах одного цвета можно и нужно использоввать бесчисленное количество оттенков в завиимости от особенностей каждого здания. "Целые десятки улиц в Москве представляют собой бессистемный разнобой архитектурных форм и только посредством плановой окраски можно придать им живописный характер".

Для проработки вопроса создали комиссию, в которую вошли и представители АСНОВА. Им поручили сделать экспериментальный проект для отдельного участка Москвы. В качестве пилота они выполнили проект цветового решения Мясницкой улицы. И якобы работы по колористической отделке зданий в разных районах Москвы начали 1931 году (правда, документальных подтверждений этого у меня нет). Но действия не были согласованы друг с другом и сами работы были низкого качества. А потом, как известно, не стало ни "Малярстроя", ни АСНОВА, и все тихо умерло. Такая вот история.

Этот пост написан с использованием статьи А.Ефимова "Формирование цветовой среды города" (журнал "Архитектура СССР", №9 за 1978 год, стр. 7-9) , за что автор поста благодарен лично А.Ефимову, тресту "Малярстрой" и архитекторам АСНОВА.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Вот это класс.
Интересный материал, спасибо. Колористическая унификация фасадов была присуща русскому классицизму: желтая стена с белыми деталями. Трудно представить, как бы внедрение этой идеи АСНОВА выглядело у нас на практике. Хотя идея разработки готовых цветовых схем в своей основе совершенно здравая. Вот только оттенки - негодное средство для этого. Кстати, еще можно предложить вариант - вести окраску по историческим стилям зданий.

Идея цветого единства, на мой взгляд, очень рационалистская - с его повышенным интересам к проблемам пространства и психологии восприятия, хотя и абсолютно нереалистичная с точки зрения воплощения.
А говоря о стилях, вы имеет ввиду, вероятно, архитектурные стили или просто хронологические периоды?

synthart

9 years ago

Окраска по историческим стилям - вполне приемлемое решение, куда более детальное и щадящее главное - саму архитектуру.
Идея с оттенками скорее всего принадлежит Хиннерку Шеперу, руководителю мастерской настенной живописи Баухауза, члену проектной бригады "Малярстроя" с 1929 г.
См. его статьи в "Малярном деле", особенно "Архитектура и цвет" в 1, 1930
Антокольский здесь следует его наработкам
Оч. круто! Спасибо, не знал, что Баухауз и сюда проник! И вы абсолютно правы, в статье в "Архитектуре СССР" были ссылки на публикации в журнале с несексуальным названием "Малярное дело" то ли за 1930, то ли за 1931 года (завтра номер и год уточню).

paulkuz

9 years ago

paulkuz

9 years ago

с 1921 года в городе магдебурге подобными решениями, но не по районам, а по жилмассивам и отдельным улицам занимался бруно таут.
в 1924 году в городе бреслау уже существовали районные цветовые планы и цветовые уполномоченные. одним из них, кстати, был ганс шарун, профессор тамошней академии искусств и ремёсел.
оба восходят как минимум к 1915 году, к "основам градостроительства" штайнмеца
Спасибо за факты, Бруно Таут, конечно, мастер цвета в архитектуре! (Когда я писал о первых предложениях, то имел ввиду Москву, не весь мир).
Хе-хе: бордовая Пресня, синее Измайлово, жёлтая Застава Ильича, оранжевая Шаболовка...
а ведь и точно!

eldhenn

9 years ago

domety

9 years ago

Занятная идея.
Первая ассоцияация - без прочтения, просто глядя на верхнюю иллюстрацию - схема метро московского.


Материал очень любопытный. Спасибо.
Точно, сам не обратил внимание, спасибо товарищам по Сети - подсказали))
Неужели цветовой выбор для линий метро идет аж с тех времен? Это не может быть простым совпадением.

cocomera

9 years ago

Очень интересно, спасибо.
Свежих идей к предыдущим комментаторам не добавлю, но от себя скажу: "Огромное спасибо за материал!"