?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Руинированное общежитие в Петроверигском

« previous entry | next entry »
Nov. 7th, 2010 | 09:22 pm
posted by: paulkuz in ru_sovarch

В любимом многими районе Москвы - на Ивановской горке - пожалуй, самым эффектным наследием эпохи советского авангарда остается затерянное на задах Петроверигского переулка (дом 6/8, вниз от Маросейки) зеленое здание многоэтажного студенческого общежития.

Оно, хоть нынче и объект культурного наследия регионального значения, наполовину руинировано. Ближний к Петроверигскому корпус еще функционирует как общага Лингвистического университета, а дальний, с крыши которого открываются невиданные виды на Котельники, Кремль и Китай-город, уже давно представляет собой печальный скелет.

Общежитие вытянуто в длину змейкой и расположено на крутом склоне Ивановской горки - этажность нарастает от скромных трех этажей в начале до восьми в конце здания, при этом уровень крыши остается одним и тем же.

Впечатляют стыки жилых корпусов, там где находятся лестничные пролеты. Снаружи они выделены полукруглыми выступами по всей высоте здания и для пущего контраста зафиксированны парой прямугольных балконов на верхних этажах. Ну и, конечно, подъезды в каждом из жилых корпусов с козырьками на тонких колоннах и окнами-иллюминаторами.

общежитие_петровериг

Вокруг - почти нетронутая старая Москва, через дорогу - ампирная усадьба Тургеневых-Боткиных. Так каким боком сюда попало столь радикальное строение?

Хотя сейчас это место слегка глухое и заброшенное, не таким оно виделось урбанистам двадцатых годов - еще по шестаковскому плану "Большая Москва" 1925 года (а позже и по сталинскому генплану 1935 года) здесь должна была пройти новая магистраль - "Кузнецкое полукольцо", дублер Бульварного - соответственно, ряд внушительных зданий был зараннее построен в тихих переулках, так и оставшихся тихими, поскольку трасса так и не была построена.

В июньском номере за 1929 год журнала "Строительство Москвы" я обнаружил это здание архитектора Г.Данкмана еще в проекте, вместе с конкурирующим проектом арх. Кондрашова.

общежитие в петроверигском_2

cover_строит_москвы_6_1929

Изначально это было общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю.Мархлевского (1929-1931 гг., архитектор Г.М.Данкман, при участии М.Русановой, П.Симакина).

На снимке, взятом из яндекс-панорам виден ближний к переулку трехэтажный общественный корпус - столовая и клуб (в наше время - давно уже не столовая, а часть соседнего медицинского центра). Как явствует из текста 1929 года, архитектор намеренно расположил ее на пути студентов из/в общежитие.

вид со стороны петроверигского

А вот проектировавшийся массивный объем 2-го и 3-его этаже на четырех изящных колоннах так и не был реализован. Моя версия, что причины тому были чисто экономические - проще было перестроить, а не построить заново. Ведь за конструктивистским минимализмом общественного корпуса скрывается часть бывшего лютеранского училища при кирхе Петра и Павла в Старосадском.

Читаю статью 1929 года и не перестаю удивляться стандартам того времени: при оценке двух архитектурных проектов принимался во внимание не только метраж на проживающего, но и, например, наличие и размеры студенческого тира и газоубежища! (что это такое? ждали газовую атаку что ли?)

общежитие в петроверигском_1

общежитие в петроверигском_3

UPD: ronnie_james  любезно поделился воспоминаниями своей бабушки (которой, между прочим, 95 лет!) о жизни в этом здании в 30-е годы:
"В КУНМЗ учился мой прадед и бабушка жила у него (в 34-м он закончил ВУЗ и уехал по распределению), а когда общежитие передали инязу, она уже была студентка иняза и стала жить там с дочкой и матерью.
Я обещал узнать у своей бабушки про то, были ли колонны или нет под стеклянным 2-м и 3-м этажами. Она не помнит. НО говорит, что прожила в общежитии, во 2-й секции в комнате 168 на 2-м этаже с 1933 по 1943 год (с перерывами).
Она утверждает, что все выходные в начале 30-х она, ее отец и другие студенты КУНМЗ ходили на субботники (с тачкой) и достаривали это общежитие, которое еще было не готово до конца.
В столовой проводили студенческие, памятные и торжественные вечера.
Комната была на 3-х человек, квадратная в плане, с тремя кроватями - две по обе стороны от окна, и одна у дальней стены и столом посередине, гардеробом около двери (вся мебель казенная). Здание было комфортное, с душем и туалетом на этаже, с прачечной внизу. Даже в 1942-43 годах зимой в здании было тепло и в кранах была горячая вода. Поэтому многие знакомые жильцов приходили во время войны в гости-помыться."

Link | Leave a comment |

Comments {33}

Дмитрий

(no subject)

from: dima1989
date: Nov. 7th, 2010 06:40 pm (UTC)
Link

Ещё пять лет назад там не было руин; здание правда было несколько запущенным. Я туда на инязовские курсы английского ходил.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 7th, 2010 06:46 pm (UTC)
Link

Да, я тоже году в 2000-ом ходил туда в поликлинику за справкой для бассейна. Но увы.

Reply | Parent | Thread

mozhav

(no subject)

from: mozhav
date: Nov. 7th, 2010 07:01 pm (UTC)
Link

не, оно уж лет 10 как разорено вдребезги, лет больше пяти как крыша сгорела, тольк на этих фотографиях не видно разрушенной половины

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 7th, 2010 07:05 pm (UTC)
Link

на самом деле раздербанена только третья секция (впрочем, наиболее выдающаяся над незастроенной частью Ив.Горки), остальные функционируют, как видно из фото.

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Nov. 7th, 2010 07:12 pm (UTC)
Link

Спасибо, давно хотел посмотреть как выглядел общ. блок в проекте. Но почему вы пишете, что 2 и 3 его этажи не были построены? Баклон, опоясывающий второй этаж, имеется в наличии. Думаю и полукруглый "корабельный" выступ на столбах тоже был реализован, вон окошки в застроенной части 1-ого этажа меньшей высоты.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 7th, 2010 09:07 pm (UTC)
Link

Даже не знаю, мне все-таки кажется, что 2 и 3 этажи построены по первоначальному проекту, но колонн не было. Или все-таки были и их застроили (как у нас это водится)? Попробую уточнить, был ли там хвост дореволюционного здания.

Reply | Parent | Thread | Expand

domety

(no subject)

from: domety
date: Nov. 7th, 2010 08:09 pm (UTC)
Link

Страшное здание!

Reply | Thread

perlovka_blog

(no subject)

from: perlovka_blog
date: Nov. 7th, 2010 08:20 pm (UTC)
Link

>>>> что это такое? ждали газовую атаку что ли?

Скорее всего. Сразу вспоминается "Золотой теленок", эпизод с учебной газовой тревогой.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 7th, 2010 09:40 pm (UTC)
Link

:-)
тут один френд вспомнил также эпизод с газовой атакой из "Гиперболида инженера Гарина"

Reply | Parent | Thread

natalytarn

(no subject)

from: natalytarn
date: Nov. 7th, 2010 11:00 pm (UTC)
Link

а вы внутрях поди были?

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 05:13 am (UTC)
Link

был лет 10 назад в поликлинике, которая располагалась как раз заброшенном ныне крыле, но в тот момент меня интересовал совсем др вопрос ))

Reply | Parent | Thread | Expand

(Deleted comment)

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 07:48 am (UTC)
Link

да, на остекление в проекте не обратил внимание

Reply | Parent | Thread

Ронни Джеймс

(no subject)

from: ronnie_james
date: Nov. 8th, 2010 08:50 am (UTC)
Link

У меня прадед жил в этом общежитии с 1930 по 1934 (учился в КУНМЗ). И Бабушка жила с 1933 по 1934. Круто! Покажу эти фото бабушке (она жива)

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 09:16 am (UTC)
Link

спросите у нее, пож-та, был ли в здании столовой выступ 2-го и 3-го этажа, опирающийся на колонны (как в проекте)

Edited at 2010-11-08 09:16 am (UTC)

Reply | Parent | Thread | Expand

Евгений Москалевский

(no subject)

from: moskalevski
date: Nov. 8th, 2010 05:17 pm (UTC)
Link

К сожалению, не очень хорошо знаю Москву - это его можно увидеть от синагоги, снизу?

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 05:53 pm (UTC)
Link

Да, точно.
Видно одну из его секций - разрушенную.

Reply | Parent | Thread | Expand

acintya bheda abheda Tattva

(no subject)

from: ballkrusher
date: Nov. 8th, 2010 06:04 pm (UTC)
Link

О, родная Петроверига! Ходила туда на курсы инъязовские, а в прошлом году у нас там практика была совсем рядом в госнаркоконтроле =)

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 06:52 pm (UTC)
Link

а курсы инязовские были в какой части здания общежития?

Reply | Parent | Thread | Expand

Соловьёв Игорь

(no subject)

from: solovyev_igor
date: Nov. 8th, 2010 08:41 pm (UTC)
Link

Проект Кондрашова (ломаная общежитий) напомнил власовский ВЦСПС на Ленинском проспекте.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Nov. 8th, 2010 08:44 pm (UTC)
Link

в плане - да

Reply | Parent | Thread | Expand

Юля

(no subject)

from: gippo_yu
date: Nov. 9th, 2010 10:52 pm (UTC)
Link

Да, сейчас это здание "затерялось", как и многие другие, построенные в соответствии с новыми красными линиями во второй половине 1920-х годов... Самый дальний от Петроверигского сегмент некогда сгорел и до сих пор так и стоит, если мне память не изменяет.
Все бегаю мимо него в Историческую библиотеку, но туда - галопом, а обратно или без сил, или в темноте.

Reply | Thread