Thayis (thayis) wrote in ru_sovarch,
Thayis
thayis
ru_sovarch

Category:

Советский павильон на ЭКСПО-58 в Брюсселе



В Брюсселе в 1958 году открылась первая послевоенная Всемирная выставка, поразившая современников своим размахом. Облик Брюсселя и по сей день во многом определяется тем, что было создано тогда. Это и три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре. Атомиум - 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа - был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. Его планировали демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя.



Выставка 1958 года проходила под девизом "Человек и прогресс". Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. У американцев не заладилось с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Кроме того, накануне сорвался запуск ракеты "Атлас", призванный продемонстрировать - в пику нашему спутнику - космическую мощь США. Макету "Атласа" отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи, но отверстие в крыше не успели скрыть.



Для сравнения - павильон США.

Советский павильон располагался по соседству. Павильон, который, несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.


Коллектив архитекторов на строительстве павильона.


Вводный зал павильона СССР.
Автор проекта оформления павильона - К.Рождественский. Автор скульптур "Рабочий" и "Колхозница" - А.Зеленский.

Именно павильон СССР считался лучшим на выставке. Причем, в этом мнении сходились и простые посетители (их побывало рекордное число - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.

Диплом выставки.

Главной изюминкой советской экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди.



Большой успех в Брюсселе имела советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 - один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.



Гран-При получил и стенд Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю "Волгу" стали покупать у нас 75 стран.


Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл "Иж-Юпитер". 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера "Ленинград", зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики "Ява" и многое другое.


Успеху советского павильона способствовала и богатейшая культурная программа. Надо сказать, что брюссельская выставка была еще и всемирным смотром художественных достижений. На выставке гастролировали Лондонская и Венская оперы, "Комеди Франсэз", джазовый оркестр Бенни Гудмана, японский театр "Кабуки".

На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым ("солнечным клоуном" именно тогда назвала его бельгийская королева Елизавета), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик. А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.


Скульптура "Сокол" А.Г.Сотникова, получившая золотую медаль и Гран-при. Сокол стал товарным знаком Дулевского фарфорового завода.

То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.
Tags: Архитектура СССР 1955-1991 гг., Выставки / Exhibitions, За границами СССР / Abroad
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments