?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Советский павильон на ЭКСПО-58 в Брюсселе

« previous entry | next entry »
Aug. 11th, 2010 | 12:43 am
posted by: thayis in ru_sovarch



В Брюсселе в 1958 году открылась первая послевоенная Всемирная выставка, поразившая современников своим размахом. Облик Брюсселя и по сей день во многом определяется тем, что было создано тогда. Это и три вокзала, соединенные подземной железной дорогой, и двухуровневые автомобильные туннели, и грандиозный выставочный комплекс со знаменитым Атомиумом в центре. Атомиум - 102-метровая, увеличенная в 165 миллиардов раз молекула железа - был построен как раз к открытию ЭКСПО-58. Его планировали демонтировать сразу после выставки, но он так понравился брюссельцам, что его оставили. C тех пор это один из символов Брюсселя.



Выставка 1958 года проходила под девизом "Человек и прогресс". Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. У американцев не заладилось с самого начала. Бюджет американской экспозиции был сильно урезан. Кроме того, накануне сорвался запуск ракеты "Атлас", призванный продемонстрировать - в пику нашему спутнику - космическую мощь США. Макету "Атласа" отводилась важная роль в американском павильоне: он должен был служить композиционным центром, а острие макета, прорезавшее крышу павильона, возвышаться над ним в форме шпиля. Увы, неудача с запуском заставила отказаться от этой идеи, но отверстие в крыше не успели скрыть.



Для сравнения - павильон США.

Советский павильон располагался по соседству. Павильон, который, несмотря на грандиозные размеры (25 тысяч квадратных метров) и классические формы, смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен.


Коллектив архитекторов на строительстве павильона.


Вводный зал павильона СССР.
Автор проекта оформления павильона - К.Рождественский. Автор скульптур "Рабочий" и "Колхозница" - А.Зеленский.

Именно павильон СССР считался лучшим на выставке. Причем, в этом мнении сходились и простые посетители (их побывало рекордное число - 30 миллионов человек), и профессиональное жюри, оценивающее уровень оформительского искусства. Его решением Гран-При выставки был присужден советскому павильону.

Диплом выставки.

Главной изюминкой советской экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди.



Большой успех в Брюсселе имела советская гражданская авиация. Гран-При получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года он был самым большим пассажирским самолетом в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18 - один из самых популярных среднемагистральных советских самолетов, служивший затем на внутренних рейсах более 20 лет. Золотых медалей удостоились также вертолеты МИ-14 и КА-18.



Гран-При получил и стенд Горьковского автомобильного завода, на котором были представлены легковая машина ГАЗ-21 и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что она была признана лучшей в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых машин тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю "Волгу" стали покупать у нас 75 стран.


Жюри брюссельской выставки высоко оценило также 40-тонный самосвал МАЗ-530 и двухцилиндровый мотоцикл "Иж-Юпитер". 25 наград разной значимости взял стенд советской радиоэлектроники, золотых и серебряных медалей удостоились дальномерная фотокамера "Ленинград", зеркально-линзовые объективы, вологодские кружева, табачные изделия фабрики "Ява" и многое другое.


Успеху советского павильона способствовала и богатейшая культурная программа. Надо сказать, что брюссельская выставка была еще и всемирным смотром художественных достижений. На выставке гастролировали Лондонская и Венская оперы, "Комеди Франсэз", джазовый оркестр Бенни Гудмана, японский театр "Кабуки".

На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым ("солнечным клоуном" именно тогда назвала его бельгийская королева Елизавета), хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик. А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.


Скульптура "Сокол" А.Г.Сотникова, получившая золотую медаль и Гран-при. Сокол стал товарным знаком Дулевского фарфорового завода.

То, что это был триумф, в 1958-м понимали все, включая американцев. Западная пресса писала тогда, что Советский Союз превзошел США в научном и технологическом отношении.

Link | Leave a comment |

Comments {27}

valaamov_osel

(no subject)

from: valaamov_osel
date: Aug. 11th, 2010 09:31 am (UTC)
Link

Сдаётся мне, это триумф по-версии советской прессы. Мне совершенно непонятно, что тут могло привести в восхищение западного жителя, а тем более американца. Архитектура павильона абсолютно помпезная и безликая. Видимо ей вдохновлялся Посохин, проектируя Кремлёвский Дворец съездов. Кроме успехов в космосе я не вижу ничего из перечисленного , что могло бы действительно служить доказательством превосходства СССР в научном и технологическом отношении. Панно и скульптуры-тихий соцреалистический ужас, Автомобиль Волга Газ-21 мы беззастенчиво слизали, практически один в один с американского "Форда"-"Меркюри" 1952, чайку с Паккарда 55 года. Скульптура Сокол? Это конечно достижение.. Фотоаппарат Ленинград я не тестировал, но что-то мне подсказывает, что Лейки того времени как минимум не хуже.
Вообще же сравнивать наш павильон с американским, не приводя его фотографии, это как-то странно.
Вот, кстати, фотография "Форда"-"Меркюри" Появившегося на 6 лет раньше Волги Газ-21. Непонятно, с чего бы её 75 стран кинулись покупать?

Reply | Thread

Pavabor

(no subject)

from: pavabor
date: Aug. 11th, 2010 11:44 am (UTC)
Link

В мере вообще много непонятного, если руководствоваться только своими понятиями :)
Вот, например, я правильно понял, что вы хотите сказать, что популярность автомобиля определят лишь его модный внешний вид?

Reply | Parent | Thread

valaamov_osel

(no subject)

from: valaamov_osel
date: Aug. 11th, 2010 05:17 pm (UTC)
Link

Вы хотите сказать, как я понял,что с инженерной точки зрения Газ-21 превосходил американский "Форда"-"Меркюри" ? Это, извините, не так. Что касается моего суждения о искусстве и архитектуре, смею думать, что проработав архитектором 20 лет, я немного в этих материях разбираюсь.

Reply | Parent | Thread

Pavabor

(no subject)

from: pavabor
date: Aug. 11th, 2010 05:45 pm (UTC)
Link

Не хочу. Потому что не знаю. Но могу допустить ряд более значимых, чем "первичность-вторичность" факторов, влияющих на популярность. Цена, лоббирование, договорённость... ну и ТТХ, конечно же.
Я искренне прошу прощения за манеру своего обращения к Вам, но я, тем не менее допускаю, что Вы, высказывая сомнения в достоверности информации, могли просто не учесть ряд моментов исторического, технического или политического толка, выходящих за рамки архитектуры как таковой. Тем более речь шла не только об архитектуре.
Увы, я ничего не могу сказать по существу, чтобы доказать или опровергнуть информацию исходного поста.

Reply | Parent | Thread

valaamov_osel

(no subject)

from: valaamov_osel
date: Aug. 12th, 2010 07:39 am (UTC)
Link

А я вот знаю. "Цена, лоббирование, договорённость... ну и ТТХ, конечно же." -тут это никакого отношения к делу не имеет. Есть одно- пропаганда. Если какой-нибудь друг СССР, глава страны которой мы помогали строить социализм, покупал Волгу, газеты трубили о небывалом успехе советского автопрома за границей. Если удавалось продать ещё три штуки- писали, что продажи советских автомобилей возросли на 300%. У моего тестя была эта Волга. Всё свободное время он проводил или под ней, или в ней, ковыряясь в моторе. Мне кажется, что при том, как обстояло дело с запчастями к советским машинам, с их качеством, любой европеец и американец предпочтут Волге автомобили, которые без труда можно обслуживать в их ремонто-сервисных службах. Количество наград на ярмарке тоже не вызывает у меня особого восхищения. Во-первых. после войны, и после ХХ съезда в Европе многие нам симпатизировали и премии давали просто уже по факту советскости.
Во-вторых научные достижения, за которые мы получали премии, все были связаны или тяжпромом или с военными разработками и не применялись, кроме единичных случаев, для расширения ассортимента товаров народного потребления.

Reply | Parent | Thread

Pavabor

(no subject)

from: pavabor
date: Aug. 12th, 2010 04:56 pm (UTC)
Link

Ну вот опять... то вы не понимаете, то вот вдруг знаете.

>Если какой-нибудь друг СССР, глава страны которой мы помогали строить социализм, покупал Волгу, газеты трубили о небывалом успехе советского автопрома за границей. Если удавалось продать ещё три штуки- писали, что продажи советских автомобилей возросли на 300%.

Я так понимаю, что это общеизвестно, потому что правда? :)

>У моего тестя была эта Волга.

У моего отца была и есть такая волга. Дальше что?

>Мне кажется

Мне тоже кажется. Но я же не говорю на этом основании, что "знаю".

>Во-первых. после войны, и после ХХ съезда в Европе многие нам симпатизировали и премии давали просто уже по факту советскости.

Тоже знаете?

>Во-вторых научные достижения, за которые мы получали премии, все были связаны или тяжпромом или с военными разработками и не применялись, кроме единичных случаев, для расширения ассортимента товаров народного потребления.

Было бы странно от страны, восстанавливающейся после войны и втянутой в новую военную гонку ожидать резкого развития в первую очередь сектора товаров народного потребления. Но рост был.
И тем не менее факт большого количества наград озвучен. Какие тому предпосылки - я не знаю. Просто не разбирался в этом вопросе.
Впрочем, как видно и Вы.

Ну и чтоб не тратить силы и время: А давайте мы не будем продолжать эту пустую дискуссию?

Reply | Parent | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 11th, 2010 12:41 pm (UTC)
Link

К сожалению, я не историк вообще и архитектуры в частности, просто тема советских павильонов на Всемирных выставках мне нравится, поэтому не сколько не претендую на полный исторический обзор. Но количество полученных медалей и Гран-при в 1958 году меня лично поразило.
В архитектурном плане мне (опять-таки лично) павильон кажется вполне достойным, в духе тех тенденций модернизма и функционализма. Для сравнения добавила павильон США, при желании можете найти в интернете фотографии остальных павильонов. Напомню, что Гран-при получила не только команда архитекторов, проектировавших павильон (во главе с Дубовым), но Рождественский, отвечающий за его оформление.
В научно-техническом плане - пожалуйста: "В числе наиболее значительных экспонатов советского павильона были: копии трех искусственных спутников Земли (на стендах около спутников располагались приборы по исследованию верхних слоев атмосферы), новейшие металлообрабатывающие станки с программным управлением, автомобили "ЗИЛ-111", "Чайка", "Волга", "Москвич", модели новейших пассажирских самолетов (в т.ч. ТУ-114), модель первого в мире атомного ледокола "Ленин", модель крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц -синхрофазотрона, турбобур и электробур, макеты первой в мире атомной электростанции и мощной атомной станции на 400 тыс.кВт и многое другое" - Отсюда
Еще про фототехнику - Тут
Про "Волги" я написала, что американских машин представлено не было.
Дулевский "Сокол" мне показался также интересным, ведь именно после Брюсселя он стал торговым символом всего завода.
Если учесть всё это, то слово триумф, по-моему, вполне уместно.
Спасибо за внимание к моему посту.

Reply | Parent | Thread

m_kalashnikov

Гран-при тоже пресса СССР придумала?

from: m_kalashnikov
date: Sep. 17th, 2010 09:45 am (UTC)
Link

Гран-при мы тоже заставили себе дать?

Reply | Parent | Thread

Shur

(no subject)

from: dabavog
date: Aug. 11th, 2010 09:31 am (UTC)
Link

отличный пост, мерси

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 12th, 2010 11:21 am (UTC)
Link

Спасибо Вам за внимание!

Reply | Parent | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Aug. 11th, 2010 08:44 pm (UTC)
Link

спасибо за пост,
павильон мало кому известный - в сравнении с мельниковским 25-го, иофановскими 37-го и 39-го, посохинским 67-го.
и если честно, понятно теперь, почему - на мой взгляд неинтересная, "серая" архитектура.

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 12th, 2010 11:21 am (UTC)
Link

Спасибо за внимание!
Архитектура, если честно, вполне в духе того периода, остальные павильоны также не отличались оригинальностью форм:)

Reply | Parent | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: Aug. 12th, 2010 03:30 pm (UTC)
Link

Атомиум в отличие от советского павильона - впечатляет!

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Aug. 14th, 2010 07:47 am (UTC)
Link

Вы неправы. Новаторская архитектура, современные конструкции. Простой прямоугольный объем не должен смущать. Нужно помнить, что это 58 год (а конкурсный проект - 56 г.), т.е. один из первых примеров "новой" архитектуры у нас. Легкий стальной каркас, далеко отнесенные навесные "гофрированные" фасады, вантовая конструкция перекрытия в 72 метра. Первое и достойное выступление нашей страны на мировой арене после "кошмара сталинского ампира". Жаль, что его не собрали у нас, как потом монреальский.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: kr_tg82
date: Aug. 12th, 2010 08:13 pm (UTC)
Link

Не только зеркально-линзовые, но и обычные например Мир-1, Таир-3 с надпись гран при. Хотя с миром тут таже история Мир-1 ето цейз, кажется какой то из флектогонов.

Про нагрождение ленинграда не слышал, а вот «комета» сделана была специально к выставке и есно она интереснее лейки(ленинград болезлый, абы да кабы и мгла бы вырости неплохая камера)
http://www.photohistory.ru/1207248178831290.html

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 13th, 2010 06:58 am (UTC)
Link

спасибо за дополнения!
Вот тут про награды за фототехнику

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: kr_tg82
date: Aug. 22nd, 2010 04:23 pm (UTC)
Link

Ой, а что-то по ссылки нечего про фототехнику нету.

Reply | Parent | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Sep. 2nd, 2010 07:26 pm (UTC)
Link

прошу прощения, неправильную ссылку вставила:)
http://www.zenitcamera.com/archive/history/brussels-fair-expo-1958.html

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: kr_tg82
date: Sep. 2nd, 2010 09:59 pm (UTC)
Link

Спасибо, интересно. Сайт у НТЦ, очень нехорошее слово, даже если знаешь что оно там есть замучаешься искать.

Вообще забавно не постеснялись получить град при за цейзовский флектогон, да и с ТК-115 появиться в приличном обществе как то не удобно(ТК разшифроваеться как Телемар Красногорский что говорит о том что объектив сделан из немецких линз полученных по репарации, по крайней мере с ЗК,БК,БТК именно так).

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Aug. 13th, 2010 02:54 pm (UTC)
Link

Очень интересный пост. Но я всегда встречал упонимание, что руководитель авторского коллектива - арх. А. Борецкий.

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 14th, 2010 06:18 am (UTC)
Link

Спасибо!
Про В.Дубова я взяла вот тут:
" 3. Советский павильон на Всемирной Выставке в Брюсселе (Руководитель авторского коллектива. Проектирование и руководство строительством ( 2 года) - 1956 - 1958 годы. Конкурсный проект - 1-я Премия. Премия "ГРАНД-ПРИ" в Брюсселе."
Если у Вас более достоверная информация, я поправлю пост:)

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Aug. 14th, 2010 07:55 am (UTC)
Link

Будем считать это небольшим преувеличением Ю.Д. Дубова (по вашей ссылке можно прочесть: "Информация и фотографии из личного архива предоставлены Дубовым Юрием Дмитриевичем"). Дубов - один из авторов. Приведу полный состав авторской группы: А. Борецкий (руководитель), Ю. Абрамов, В. Дубов, А. Полянский, инженер Ю. Рацкевич).

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: alexeymikheev
date: Aug. 17th, 2010 09:21 pm (UTC)
Link

павильон очень красивый
спасибо за интересный пост

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Aug. 18th, 2010 08:49 pm (UTC)
Link

спасибо Вам за внимание!:)

Reply | Parent | Thread

adfrom_ru

(no subject)

from: Артемий Коробов
date: Sep. 1st, 2010 11:34 am (UTC)
Link

Мне кажется люди слишком предвзято судят и иничижительно все, что связано с Советским союзом. Честно павильон очень красивый, пропорционально и композиционно решен. Уж, извините, но Россия на мировых Экспо выставках никогда не была на последнем месте. Даже с павильоном на Экспо 2010 в Китае выступили очень достойно. http://www.archidesignfrom.ru/afisha/799-russkij-pavilon-na-yekspo-2010-v-kitae.html

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Sep. 2nd, 2010 07:23 pm (UTC)
Link

Мне тоже кажется, что многие бояться говорить о советских достижениях серьезно, а жаль...
Спасибо за ссылку!

Reply | Parent | Thread

m_kalashnikov

(no subject)

from: m_kalashnikov
date: Sep. 17th, 2010 09:46 am (UTC)
Link

а они на почве антисоветизма с ума сошли. Чтобы сравнить 1958 - посмотрите на убогий павильон РФ на ЭКСПО-210

Reply | Parent | Thread