Thayis (thayis) wrote in ru_sovarch,
Thayis
thayis
ru_sovarch

Categories:

"Рабочий и колхозница" и Советский павильон на Всемирной выставке 1937г. в Париже.



Не так давно в Музее архитектуры им. Щусева прошла выставка, посвященная павильону СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Этот павильон, который проектировал Б.М.Иофан, известен в первую очередь скульптурой В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница", ставшей одним из символов советского искусства.
Идея увенчать павильон скульптурой принадлежала Б.Иофану. Она уже была опробована архитектором при проектировании Дворца Советов. Вообще архитектура павильона стала развитием образов и приемов Дворца, которые захватили Иофана. Почти во все свои проекты, выполненные после 1933 года, Иофан вводил скульптуру, которая служила у него для развития и конкретизации архитектурной идеи. Объединение скульптуры с архитектурой после публикации проекта Дворца Советов настолько проникла в сознание архитектурной общественности, что участники конкурса проекта Парижского павильона в 1935-1936 годы (Б.М.Иофан, В.А.Щуко с В.Г.Гельфрейхом, А.В.Щусев, К.С.Алабян с Д.Н.Чечулиным, М.Я.Гинзбург, К.С. Мельников) почти все исходили из "однообъектпого" объединения архитектуры со скульптурой. Известный исследователь истории советской архитектуры А.А.Стригалев отмечает, что в начале 1930-х годов прием увенчания здания скульптурой воспринимался как композиционная находка, специфичная для новой направленности советской архитектуры.


Проект Б.Иофана.


Проект В.Щуко, В.Гельфрейха.


Проект А.Щусева.


Проект К.Алабяна, Д.Чечулина.


Проект М.Гинзбурга.


Проект К.Мельникова.




Эскизы Иофана.

На скульптуру, венчающую павильон, также был объявлен конкурс. Иофан в своем эскизе дал лишь самый общие черты предполагаемой статуи, определив ее тему и основное направление композиционных поисков. Кроме общей композиции задавались также размеры и примерные пропорции скульптурной группы и ее материал - статуя занимала около трети всей высоты здания и должна быть выполнена из металла (первоначально Иофан планировал выполнить ее из дюралюминия, но П.Н.Львов, видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования - убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, причем соединяемую не с помощью заклепок, а путем сварки). Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс. Для участия в нем были привлечены В.А.Андреев, М.Г.Манизер, В.И.Мухина, И.Д.Шадр. В октябре 1936 года состоялся просмотр проектов.


Эскиз Б.Иофана и проект В.Мухиной.


Проект В.Андреева.


Проект М.Манизера.


Проект И.Шадра.

После некоторых доработок 11 ноября 1936 года проект В.Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале. Сооружением статуи было занято 160 человек, и во время сборки ее на заводском дворе с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы в 15 метров работа шла в три смены. Гигантский труд сплоченного коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Уникальная статуя из хромоникелевой стали была собрана в рекордно короткий срок.


Дружеский шарж мастерской Иофана.



Главным французским сооружением на выставке являлся Дворец Шайо, возводимый на холме Трокадеро. Ниже и слева на берегу Сены, на набережной Пасси, был выделен узкий, вытянутый прямоугольный участок для павильона СССР, а напротив него, через площадь Варшавы, - примерно такой же прямоугольник для павильона Германии. Издали, с противоположного берега Сены, вся эта композиция с Дворцом Шайо в центре и несколько вверху и павильонами СССР и Германия по флангам воспринималась как своего рода планировочное отражение социально-политической ситуации в тогдашней Европе.


Общий вид павильона.


Разрез.

Павильон СССР должен был стать экспонатом, причем наиболее впечатляющим и сильно воздействующим на воображение. Его предполагалось создать из натуральных материалов. Это не только отвечало девизу выставки "Искусство и техника в современной жизни".


Чертеж раскладки блоков облицовочного мрамора.
Торжественному облику павильона способствовало и продуманное использование цвета. Цоколь павильона был облицован мрамором цвета порфира, стилобат - красным шроненским, а центральный входной пилон - газганским мрамором, причем облицовка этим мрамором начиналась со сравнительно темных, коричнево-оранжевых тонов, затем переходила в золотистые, цвета слоновой кости и заканчивалась наверху при подходе к статуе голубовато-дымчатыми тонами, хорошо сочетающимися с серебристым цветом металла скульптуры.

Главное же, что за этими броскими формами триумфального, по выражению Иофана, здания, скрывалась достаточная бедность экспозиции. Нам еще почти нечего было показывать, кроме диорам, фотографий, макетов, красочных панно. Последний, 4-й, завершающий зал павильона вообще был пустым: в середине стояла большая статуя Сталина, а на стенах располагались плоские панно.


Интерьер одного из залов.

Естественно поэтому, что повышались требования к выразительности павильона, демонстрировавшего вполне реальные и достаточно выразительные достижения советского зодчества.


Павильон был не единственным сооружением СССР на выставке. Проект кинотеатра.

Советский павильон и павильон Германии находились на набережной Сены друг против друга. В.Мухина вспоминала, что в процессе строительства выставочных сооружений "немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко".


Павильон Германии и СССР напротив друг друга. Вид с холма Трокадеро.


Вид на Советский павильон сквозь германский.


Советский павильон.

На парижской выставке "Экспо-37" советский павильон получил Гран-при, разделив его с Германией. Кроме того, гран-при был вручён А.Шпейеру за проект оформления территории съездов НСДАП. Ещё одним гран-при был отмечен советский паровоз серии ИС.

Наибольшее впечатление на посетителей выставки произвела конечно статуя "Рабочий и колхозница". Пикассо восхищался тем, как найден материал - нержавеющая сталь, как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Франс Мазерель - известный французский график - признавался: "Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней". "Рабочий и колхозница" стали тогда символом Страны Советов, символом будущего.

Источник

PS: Вот проект Иофана павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Никаких премий он уже не получил и такого восторга не вызвал.
Tags: Архитектура СССР 1932-1955 гг., Выставки / Exhibitions
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments