닝겐 (nin_gen) wrote in ru_sovarch,
닝겐
nin_gen
ru_sovarch

Categories:

Архитектура гидротехнических сооружений Южно-Украинского канала



ВЕСТНИК АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ УССР
1953, №1
Архитектура гидротехнических сооружений Южно-Украинского канала

Руководитель авторского коллектива В.Д.Елизаров

В 1950 г. по инициативе товарища Сталина Совет Министров СССР принял историческое решение о строительстве ряда оросительных и судоходности каналов и больших гидроэлектростанций. Народ по праву назвал их великими стройками коммунизма.
Одной из великих строек коммунизма является строительство комплекса сооружений на Юге Украины и в Крыму, которые состоит из Каховской ГЭС на Днепре, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов.
Академия архитектуры Украинской ССР, выполняя одно из основных своих заданий — всестороннее содействие социалистическому строительству Украинской ССР, включилась во всенародное движение помощи строениям коммунизма.
Институт архитектуры сооружений в творческом содружестве с проектным институтом Министерства хлопководства СССР Укргипроводхлопок принял на себя обязательство: оказать помощь строительству Южно-Украинского канала — выполнить архитектурную часть проекта гидротехнических сооружений. Исключительное значение, ответственность и новость заданий решения архитектуры строений коммунизма, требовали большой подготовительной работы.
Приступая к проектированию, авторский коллектив побывал на трассе Южно-Украинского канала и в натуре, совместно с инженерами-гидротехниками, ознакомился с местами будущего строительства гидротехнических сооружений. Были разработаны основные положения на проектирование гидротехнических сооружений Южно-Украинского канала. В этих важных положениях изложено идейное содержание архитектуры канала, определена тематика отдельных гидроузлов, приняты принципы архитектурной композиции комплекса канала и отдельных его сооружений.
Художественный образ архитектурного ансамбля канала должен отобразить идею величия советского народа, который успешно строит коммунизм под проводом партии Ленина-Сталина. Эта идея последовательно развивается в темах отдельных узлов и сооружений канала в зависимости от их значения и расположения.
Вся трасса канала разделена на три участка.
Главный участок протянулся от Днепра к Молочанского водоёма, по которому во время весеннего паводка вода проводится в Молочанский водоём. На этом участке канал проходит по пересеченной местности; в местах перехода через глубокие балки образуются отдельные водоёмы.
Второй участок — Молочанский водоём, который является резервуаром, который поставляет так называемую рабочую часть канала. Оно образуется в заводи р. Молочной, к северу от г. Мелитополя. С этой целью в районе с. Терпения заводь р. Молочной перегораживается большой земляной дамбой длиной свыше 9 км и высотой до 40 м.
Молочанский водоём, длиной близко 60 км и к 15 км шириной, будет вмещать 6 миллиардов кубических метров воды.
Рабочая часть канала, который являет собой третий участок, подводит воду к землям юга Украины и севера Крыма, которые будут орошаться и обводняться. Этот участок проходит по южной степной полосе Украины.
От Молочанского водоёма, кроме канала, который направлен в Крым, берёт своё начало канал с выходом в Азовское море. В районе Аскании-Новой в Южно-Украинский канал подключается рукав, который берет воду из Каховского водохранилища.
Проект дает два варианта решения главной части канала: один — загородный и второй — городской По загородному варианту вход в канал размещается в существующем заливе озера им. Ленина, расположенном в 6 км к северу от Запорожья.
Вход в канал открывается двумя монументами вождей нашей партии, творцов Советского государства — Ленина и Сталина.
Фигуры предусматривается выполнить из кованой меди, а пьедесталы — из розового гранита. Монументы размещаются на высоких земляных насыпях около начала залива, высота их с насыпями достигает 62 м. Для насыпи используется почва из отвалов при выкапывании канала. Склоны насыпи террасируются и озеленяются фруктовыми и декоративными деревьями и разными цветущими кустарниками. На верхней террасе вокруг монументов будут сделаны цветники и газоны. Таким образом, около монументов вождей создаются цветущие сады-парки.
Со стороны озера им. Ленина у подножия насыпи запроектированы пристани, от которых к монументам ведут широкую лестницу и пандусы.

По загородному варианту проекта первый гидроузел на канале располагается неподалеку от входа в канал и состоит из судоходного шлюза и водозаборного сооружения.
Основными элементами этой композиции являются сооружения верхней головы шлюза и водозабора. Оба сооружения развязаны так, чтобы подчеркнуть вход к судоходному шлюзу. С этой целью верхняя голова судоходного шлюза решается в виде двух башен с высокими позолоченными шпилями, увенчанными рубиновыми звездами, которые светятся.

За первым гидроузлом трасса канала пересекает пути железнодорожной станции Левое Запорожье. Это пересечение решается в двух вариантах. За первым — канал проходит под мостом. В совершенстве разработан второй вариант, за которым канал должен пройти под железной дорогой в районе ст. Левое Запорожье по тоннелю. Устройство тоннеля, соединенного с судоходным шлюзом и водозаборным оборудованием, исключает потребность сооружения не только моста, но и первого гидроузла.
Тоннель под ст. Левое Запорожье включает у себя сам тоннель со шлюзом для прохождения пароходов и два тоннеля для пропуска воды. Эти тоннели расположены симметрично вдоль оси сооружения. Тоннель, как первое гидросооружение на канале, должен раскрыть в своей архитектурной композиции и художественном убранстве ведущую тему ансамбля Южно-Украинского канала — тему борьбы советского народа под руководством великого Сталина за построение коммунизма.
Вход в тоннель являет собой подпорную стену с тремя арочными отверстиями — большим — центральными и двумя меньшими боковыми. В верхней части сооружения размещается галерея с открытыми арочными проёмами. По оси сооружения, над входом в судоходный тоннель, расположена скульптурная группа. Внизу, по бокам входа в тоннель, на массивных пьедесталах установлены скульптурные композиции.

Тоннелей подобного типа, соединенных с судоходным шлюзом, мировая практика гидротехнического строительства ещё не знает.

За городским вариантом, вход в канал располагается в районе существующего порта г. Запорожья. За этим вариантом в отличие от загородного входом в канале есть первый гидроузел. Он включается в архитектурную композицию района Запорожья, которое прилегает к нему с дамбой ГЭС им. Ленина и площадью перед ней. Этот гидроузел состоит из судоходного шлюза и водозаборного сооружения.
Центром архитектурной композиции гидроузла является монумент вождя и учителя советского народа великого Сталина — творца грандиозного плана преобразования природы, в осуществление которого сооружается Южно-Украинский канал. Монумент Сталина устанавливается на мысе у входа в канал. Скульптура запроектирована из кованой меди, пьедестал облицовывает гранитом. Общая высота монумента 50 м.
На площади около дамбы ГЭС им. Ленина, по проекту планировки этой площади, предусмотрено установить монумент вождя и организатора нашей партии Ленина, творца плана ГОЭЛРО, в осуществление которого построена Днепровская ГЭС. Верхняя голова судоходного шлюза запроектирована в виде арки, которая придаёт всему сооружению торжественного характера. В верхней части арки размещено большое цветное мозаичное панно, в котором раскрывается основная тема узла. Водозаборное сооружение решается в виде отдельных башен, которые соединяются легкими опрокидными мостиками.

Сооружение первого гидроузла будет иметь существенное влияние на организацию порта и его набережных. Канал, который пройдет через город, внесет значительное изменение в его архитектуру. В центре города возникнет озеро, появятся набережные, мосты.
В проекте разработано три наиболее характерные за конструкцией и материалом варианты городских мостов. Они украшаются чугунными решетками, скульптурами, обелисками. Опорные части мостов облицовываются гранитом, а свод пролётных строений некоторых мостов кесонуются.
На участке трассы канала от Запорожья к Молочанского водоёма разместятся несколько сооружений. Самыми значительными из них будут заграждающими ворота, сооружения узла пересечения канала с автострадой Москва — Симферополь, дамбы нескольких второстепенных водоёмов и др.
В проекте предусматривается типичное решение заграждающих ворот. На месте установления заграждающих ворот канал расширяется. Здесь сооружаются два павильона для механизмов управления. Подходы к заграждающим воротам отмечаются скульптурными группами, которые отображают тему героики труда.

Берега и склоны канала на всей его длине озеленяются и украшаются архитектурой малых форм, декоративной скульптурой и проч.
Перед выходом канала в заводь р. Молочная его трасса проходит по пересеченной местности. На этом участке должна быть осуществлена наибольшая выемка по трассе канала, её глубина достигает 75 м, а длина — 24 км. Почва при выкапывании канала будет заключаться по берегам; это ещё увеличит склоны канала.
Композицией узла служит сооружение на верхней голове судоходного шлюза в виде арки Победы.
Простые, монументальные формы арки со скульптурным фризом в виде барельефов на золотом мозаичном фоне должны воплотить триумф победы Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., мужество и героизм наших воинов.

На мысе мола, который направляет пароходы в шлюз, устанавливается скульптура солдата Советской Армии — победителя в Великой Отечественной войне, которая воплощает военное могущество Советского Союза.
Молочанский водоём — основной резервуар оросительной системы Южно-Украинского канала. В будущем оно станет живописным участком канала. Строгая линия 9-километровой дамбы в южной части водоёма оживится сооружениями двух гидроузлов. Ночью дамба, освещённая гигантской лентой огней, будет представлять замечательную картину.
Гидроузлы, которые расположены на дамбе, имеют важное значение в системе канала. Один из них открывает вход к рабочей части Южно-Украинского канала, второй, — через Ногайский канал свяжет весь Днепровский бассейн непосредственно с Азовским морем.
Гидроузел в голове рабочей части Южно-Украинского канала расположен около с.Терпения. Он состоит из судоходного шлюза и гидроэлектростанции, соединенной с водопадом, что размещенные в теле дамбы. Перед входом в шлюз, у будущей пристани Терпения, должны быть построены две дамбы, которые образуют защищенную от волн гавань. На дамбе, выдвинутой в водоём, расположится маяк, который будет ориентиром для пароходов при входе в рабочую часть Южно-Украинского канала.
Тематика архитектурной композиции гидроузла посвящена раскрытию основного назначения канала как ирригационного сооружения, показа достатку и плодородию, которые принесет с собой Южно-Украинский канал. Ведущее место в композиции гидроузла отведено сооружениям шлюза. Арка верхней головы шлюза с аварийным щитом имеет простую схему объема. Арка обогащена в верхней части галереей, увенчанной пространственно развязанным скульптурным парапетом. Открытые проёмы галерее имеют чугунные ограждения. Ажурный орнамент чугунного литья и скульптурное завершение арки посвящены теме достатка и плодородия.
Ногайский гидроузел, который расположен у входа в Ногайский канал из Молочанского водоёма, состоит из судоходного шлюза и гидроэлектростанции, соединенной с водосливом. Тема архитектурной композиции этого гидроузла СССР — великое морское государство. Для раскрытия этой темы в архитектурной композиции использованы средства скульптуры. Арка верхней головы судоходного шлюза решается в виде двух башен, соединенных крытой галереей — помещением для аварийного щита. На массивных башнях шлюза размещаются пространственные многоколонные ротонды. Они завершаются позолоченными шпилями, увенчанными звездами, которые светятся.

В основу шпилей вкомпонировано корабельные ростры. На арке над камерой шлюза устанавливаются скульптурные изображения моряка. Справа от ворот шлюза предусмотрено установить скульптурную
группу, которая отображает героизм нашего флота в войне и в труде.
Гидроузел на 89-ом км рабочей части Южно-Украинского канала расположен в степи, на открытом месте, вдали от населенных пунктов. Этот гидроузел состоит из судоходного шлюза, водозаборного сооружения и моста шоссейной дороги. В устоях моста находятся помещения управления нижней головы шлюза.
Тема композиции гидроузла посвящена преобразованию природы юга Украины, преобразованию засушливых земель в плодородные нивы. Воды канала навсегда создадут прекрасные условия для больших, невиданных урожаев в южных степях Советской Украины. Страшные суховеи, чёрные бури не будут более угрожать посевам. Будет ликвидировано наступление песков. Вода принесет необъятным южным степям большую силу. Для конкретного раскрытия этой темы в архитектурном оформлении узла использована скульптура, орнамент.
В Аскании-Новой, на 130,5-ом км рабочей части канала, должен быть построен гидроузел. Этот гидроузел состоит из судоходного шлюза, электростанций, соединенных с водосливом, и двух водо-выпусков в ответвление оросительного канала.
Тема композиции гидроузла, так же, как средства выражения этой темы, аналогичная предыдущим. Но архитектура гидроузла в Аскании-Нова должна отобразить успехи животноводства, а гидроузел на 89-ом км успехи в отрасли зерновых культур и хлопководства.
Последний гидроузел Южно-Украинского канала предусмотрен проектом на 194 км его рабочей части. Этот гидроузел расположен на середине Перекопского перешейка, по которому пройдет канал в высокой многокилометровой насыпи. Гидроузел состоит из судоходного шлюза, водозаборного сооружения и двух аварийных водовыпусков.
Архитектурная композиция гидроузла на Перекопском перешейке посвящена теме борьбы советского народа за освобождение Крыма в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Важность темы, которая раскрывается в архитектуре гидроузла на Перекопском перешейке, требовала широкого использования средств монументальной скульптуры и живописи. Центром композиции этого гидроузла является обелиск — памятник в честь исторических событий на Перекопе. Эта тема развивается и в основных сооружениях гидроузла.
Проекты, выполненные в Институте архитектуры сооружений Академии архитектуры Украинской ССР под руководством члена-корреспондента Академии архитектуры УССР В.Д.Елизарова авторским коллективом в составе: арх.-худ. М.М.Агуф, арх. Р. И.Граужис, канд. арх. М.Р. Гречина, канд. арх. Р. В.Зенькович, канд. арх. М.Т.Катернога, канд. арх. В.В.Колесников, арх. В.И.Лазаренко, арх. Д.Ф.Ривенко, канд. арх. Л.В.Синкевич, арх.-худ. П.П.Яворовский. Проект является первым этапом работ над архитектурой гидротехнических сооружений Южно-Украинского канала.
Авторскому коллективу ясно, что не все сделанное им полностью решает вопрос архитектуры сооружений канала. Авторы должны стремится к тому, чтобы всесторонне подчеркнуть главный замысел строения. А он заключается в том, что ирригация одно из средств огромного подъёма сельского хозяйства Советской Украины.
Повышенная производительность решает вопрос достатка, богатства, и архитекторы, художники, должны отобразить в своих произведениях идею борьбы с природой, подчинение её человеку.
В характере самих сооружений, в их форме следует отобразить огромный достаток, который обеспечивается великим Сталинским планом преобразования природы. Частью этого плана является сооружение Южно-Украинского канала.
Мы должны воплотить в архитектурно-художественных формах могущество нашей Отчизны, богатство нашего народа при коммунизме. В этом направлении коллектив авторов будет продолжать свои усилия, чтобы создать архитектуру, достойную великой стройки коммунизма.

Р. И. Граужис, архитектор, В.И.Лазаренко, архитектор
Л.В. Синкевич, канд. архитектуры.

Tags: Архитектура СССР 1932-1955 гг., Проект / Design
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments