Александр Стругач (r_9) wrote in ru_sovarch,
Александр Стругач
r_9
ru_sovarch

Categories:

Дом-коммуна общества политкаторжан. 1929-1930 гг.


В историческом центре Петербурга, недалеко от Петропавловской крепости, сформировался своеобразный конструктивистский ансамбль. В городской ткани выделяются три постройки: дом-коммуна общества политкаторжан (арх. Г. Симонов, П. Абросимов, А. Хряков), здание транспортного института (Г. Симонов) и здание общежития транспортного института, занимающее целый квартал (П. Абросимов).
Остановимся подробнее на доме политкаторжан. Постройка возведена на Троицкой (Революции) площади в 1933 г. Здесь было удачно решено взаимодействие жилых ячеек с общественно-коммунальными помещениями.

«Три корпуса, два из которых галерейного типа и один секционный, соединены между собой внутренними переходами. В галерейных корпусах размещены двухкомнатные квартиры, в секционном – трехкомнатные. В расчете на общественное питание в квартирах предусматривались только кухни-шкафы. В первых этажах размещались вестибюли, фойе, зрительный зал, столовая. Фасад, обращенный на Каменоостровский (Кировский) проспект, решен тремя уступами. В процессе эксплуатации здание претерпело значительные изменения. Была проведена перепланировка квартир, в них устроили нормальные кухни. Внутридомовая система общественного обслуживания стала работать как общегородская». [ История советской архитектуры, 1917-1954 гг.: Учебник для архитектурных вузов. Специальность «Архитектура» / Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыкова, А. В. Рябушин, Г. В. Сергеева; Под. Общ. Ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1985. – C. 44-45 ]
В решении фасадов используются как стандартные средства жилой архитектуры (балконы, тяги) так и новые – ленточное остекление (остекление первого этажа по фасаду со стороны площади составляет непрерывную ленту длиной порядка 75 м), вертикальные окна на всю высоту клетки, «лежачие» окна. Выходящий фасадом на площадь корпус завершен изящным полукружием в плане – типичным формальным приемом 20-х. На этом фасаде выделяется широкий балкон, покоящийся на тонких колонках, служащий еще и козырьком для входа в общественные помещения. Галерейный соединительный блок, расположенный недалеко от него поднят на тончайшие, круглые в плане столбики, что позволило проектировщикам эффектно решить въезд на территорию двора.
На фасаде присутствует легкий руст, ряды окон поддержаны длинными тягами, карнизы аккуратно профилированы, цоколь отделан известняком – все это характерные для ленинградской школы детали.
Фасады со стороны площади и со стороны Невы имеют открытые прогулочные галереи (террасы с ограждениями).

Экспликация к генплану:

1 – Дом-коммуна политкаторжан;
2 – Общежитие транспортного института;
3 – Здание транспортного института.


Генплан (ситуация):



Виды с набережной Невы:





Фасад со стороны Троицкой площади (на Каменностроывский пр.):
75-метровое остекление







Балкон над входом:



Галерейный переход, полукруглое завершение корпуса, вид из двора, деталь:









Фасад со стороны переулка, примыкание к застройке, деталь:









Автор: Стругач Александр. 2005
Tags: Архитектура СССР 1917-1932 гг., Градостроительство / Urban Planning, Жилые здания / Dwelling, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments