Сергей А. (seg_o) wrote in ru_sovarch,
Сергей А.
seg_o
ru_sovarch

Categories:

Дворец культуры "ЗИЛ"

Адрес: Москва, улица Восточная, дом 4, корпус 1.
Дата постройки: 1931-1937 гг.
Архитектор: Братья Веснины.

Мне удалось побывать в ДК дважды: первый раз в конце апреля, а второй - в сентябре. Фотографии, опубликованные в этом посте, собраны из двух походов. Также я побывал на крыше и сделал там несколько снимков.


ДК заложен в 1931 году в Ленинской слободе, на территории бывшего Симонова монастыря. К этому времени в районе, на бывшей дореволюционной окраине Москвы складывается уже конгломерат промышленных предприятий.
Комплекс включал в себя: малый театральный корпус на 1000 чел., связанную с ним клубную часть и отдельно стоящий большой театральный корпус(от него отказались в ходе строительства) на 4000 человек.

В пояснительной записке к проекту братья Веснины говорили: "Основной принцип , которым мы руководимся в наших исканиях новой, социалистической архитектуры, - это полное соответствие архитектуры назначению здания. Именно такое решение мы попытались дать в крупнейшей из наших работ последнего времени - во Дворце культуры Пролетарского района. Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы пытались создать путем соответствующей организации пространства, путём применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца... При решении архитектуры Дворца мы стремились не маскировать внутреннее пространство, а а выявлять его на фасаде (плоскость фасада с полукруглым стеклянным эркером и т.д.".

Чтобы освободить площадку для строительства, были разобраны исторические части стен и башен Симонова монастыря. В ходе первой очереди строительства к 33 году построили малый театральный, а второй очередью в 1937 г. сдали в эксплуатацию клубный корпус.

На протяжении своей истории Дворец несколько раз ремонтировался: в 40-х, 50-х и в 70-х годах. Был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменены на тяжелую люстру, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники. Подобным образом были "украшены" интерьеры фойе, вестибюля и другие помещения. Последняя реконструкция проводилась в 70-х годах арх. П. Зиновьевым, Р. Алдониной, О. Лебедевой, при этом были в основном убраны прежние наслоения.

Кирпичное, покрытое темно-серой терразитовой штукатуркой здание имеет свободный план. Главный фасад организован с северной стороны. Здесь расположены входы в театр, в клубную часть и в библиотеку. Перед северным фасадом распланирована парадная площадь.




Слева расположен прямоугольный, симметричный в плане театральный корпус. На фасаде доминирует огромный выпуклый остеклённый эркер на двух тонких столбах, за которым располагается главное театральное фойе.


Боковой фасад выходит на Восточную улицу, здесь расположены кассы театра.


Интерьер первого этажа.


Второй этаж.






Справа к нему пристроен вытянутый соединительный корпус, по центру которого главный вход в клубную часть.








Задний фасад соединительного корпуса.




Слева от этого входа был сквозной проход через здание (впоследствии застроен). Тему выпуклого эркера поддерживает здесь горизонтальный ряд маленьких эркеров на третьем этаже.






На месте прохода была организованна обеденная зона.


Справа композицию завершает клубный корпус, вытянутый по оси север-юг. В нем были расположены библиотека-читальня и читальный зал на 135 мест, двухсветный выставочный зал, помещения для кружковой работы, лекционная аудитория на 250 мест, научно-технические кабинеты, малый киноконцертный зал. Снаружи силуэт клубного корпуса активно формируют астрономическая обсерватория и надстройки эксплуатируемой кровли.




Весь первый этаж соединительного корпуса занимает пространство главного фойе,




пройдя через него направо, а затем поднявшись на несколько ступенек на верх, попадаем в полукруглую ротонду, облицованную серым мрамором - композиционный центр всей "Т"-образной части здания. Когда-то здесь располагался зимний сад.




Лестница, ведущая вверх, приводит нас на площадку второго этажа,






которая соединена с просторным залом.






Через двери в центре ротонды (к сожалению, первоначальные двери нигде не сохранились - заменены в 70-х годах) по эффектной полукруглой лестнице выходим в сад – один из немногих примеров того времени, где реализована популярная идея вхождения архитектуры в ландшафт.
Парковый фасад обращен в сторону реки и акцентирован по центру остеклённой полуротондой на столбах.








Концертная площадка.


Поднявшись выше,


можно повстречаться с В.И.Лениным, которой молчаливо даст понять, что мы на верном пути.




Третий этаж клубного корпуса.




Здесь расположена лестница, ведущая к познанию звезд.






Эксплуатируемая кровля.




Поднимаемся выше.




Вид на обсерваторию.









Известно, что конструктивистские постройки, построенные часто из некачественных материалов и лишённые долгие годы надлежащего ухода, к нашему времени в большинстве своём обветшали, многие из них уничтожены или перестроены, другие в аварийном состоянии. Перед нами же одно из немногих хорошо сохранившихся зданий и, в то же время, вершина стиля, по которому мы можем судить о конструктивизме в целом. Всё это делает Дворец культуры ЗИЛ памятником уникальным, по праву занимающим одно из центральных мест в истории советской архитектуры.

Вид на город(+1)


Подробный текст, старые фотографии и проект можно посмотреть благодаря synthart здесь.
Tags: Архитектура СССР 1917-1932 гг., Архитектура СССР 1932-1955 гг., Москва / Moscow, Общественные здания / Public Buildings
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments