?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Дворец культуры и техники им. Капранова 1930-1931 гг.

« previous entry | next entry »
Aug. 31st, 2005 | 11:07 pm
posted by: r_9 in ru_sovarch



Здание дворца культуры расположено в одном важнейших исторических мест Санкт-Петербурга - совсем рядом с известнейшим произведением арх. В. П. Стасова Московскими триумфальными воротами, возведенными из огромных чугунных деталей в 1836-1838 гг. Ворота - памятник победе нашей страны в войнах с Персией и Турцией.
Между этими двумя совершенно несопоставимыми объектами все-же существует некая абстрактная связь. Дело в том, что ДК им. Капранова тоже своего рода здание-мемориал, конечно же не такого масштаба... Назван дворец культуры и техники в честь председателя проф. союза кожевников, работника "Скорохода", большевика, В. П. Капранова. На фасаде здания установлена скромная, но содержательная мемориальная доска, повествующая о событиях тех страшных лет.
Объект является, на мой взгляд, одним из интереснейших, незаслуженно оставленных в забвении, памятников стиля молодой советской России. Он наполнен той трогательной, позитивной, человеческой энергетикой, которая свойственна, как мне кажется, всем, без исключения, зданиям конструктивизма.
Несмотря на свою высокую ценность, постройка в достаточной степени запущена, облик её значительно искажен последующими переделками. В основном это касается заложенных ленточных окон и витрин. То есть именно тех пластических элементов, которые делают фасады конструктивистских сооружений такими легкими, а интерьеры обильно снабжают естественным светом.
Автор дворца культуры, арх. М. С. Рейзман тоже мало известен, в литературе о нем появляются лишь незначительные факты, говорящие об участии в том или ином конкурсе, получении каких-либо премий и т.д. Ни слова я не смог обнаружить ни о биографии зодчего, ни о других постройках.
Мне не раз приходилось фотографировать и рисовать памятники 1920-30 гг., и каждый раз я чувствовал, что не в силах полнценно справиться с этой нелегкой задачей задачей.
Показать объект такого рода на фото очень трудно. Ведь именно в этот период времени архитектура стремилась к неизменнойгоризонтальности. Здания небольшой этажности, но с большим количеством функций, компоновались "распластанно", фасады членились подчеркнуто горизонтально (всп. тяги, карнизы, "лежачие" окна, ленты стекла).
Интересную связь архитектуры с общественной жизнью страны открыл прекрасный автор, русский архитектор Владимир Паперный, живущий ныне в США, в своей книге "Культура 2".
Культура 1 (1918 - до конца 30-х), по его словам, имеет четко горизонтальный характер - уравнивание, коммунизм, снятие иерархичности, таково и объемно-пространственное построение архитектурной формы, культура 2 - подчеркивает вертикаль, иерархию, подавление, таковы сталинские дома-гиганты, высотки, арки высотой в 4 этажа, пилоны на 5-7 этажей...
Здание ДК Капранова, яркий представитель культуры 1, как раз имеет соответсвующую композицию. План имеет П-образную форму, что позволило образовать широкий озелененный двор-курдонер. Здание асимметрично, оба крыла (северное и южное), соединенные протяженным корпусом неравноценны. Северный с огомной витриной фойе и фланкирующими объемами лестниц содержит зрительный зал, южный, вероятно (?) какие-то клубные помещения, может быть, пище-блок. фасады, а здесь их больше 4-х, решены очень интересно. Автор хотел сделать архитектуру из всех возможных элементов: лестниц, козырьков, террас, кассовых пристроек. Все фасады решены максимально свободно, и их композиция исполнена гармонией горизонтальности, равновесия.

Спасибо вам за интерес. Я очнь хочу привлечь внимание к заброшенным, покинутым шедеврам...

Фото и текст - Стругач Александр. 2005

Северный корпус:



Северный корпус, фасад по Московскому пр.:



Вид с Юга на боковой фасад:



Вход по оси двора-"курдонера":



Вид на северное крыло из дворика:



Боковой фасад северного корпуса:



Боковой фасад южного корпуса (задняя часть):





Западный (хозяйственный) фасад:



Железобетон:

Link | Leave a comment |

Comments {27}

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Sep. 12th, 2005 04:35 pm (UTC)
Link

О... Дома на Малой Охте - это сказочный памятник. Отдельного внимания заслуживает планировочное решение микрорайона - таких градостроительных успехов, на мой взгляд мало. В те времена, правда, появились еще Автово и Ивановская, но Малая Охта все-таки для меня на первом месте.
Про полукужия я молчу - находка сильнейшая. Влияние разработок конструктивизма, на мой взгляд, здесь налицо. Да, это симметрия, да, это ордерные композиции, конечно же это уход в орнаментику, но здесь есть дух и динамика 20-30-х, а также новые конструктивные приемы: конструктивистские порталы на столбах по осям полукружий, "лежачие окна" и еще масса деталек, нарисованных рукой бывалого авынгардиста...
А когда я говорил про ляпсусы, прошу меня простить за грубость (очень чту Григория Симонова...), то имел ввиду такие адреса:
Энгельса 55, Лесной пр. д 61 корп. 3 (дома на углу Лесного и Кантемировской)

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Sep. 12th, 2005 04:58 pm (UTC)
Link

А-а, понятно, угловой дом у метро Лесная, где Куприн жил после возвращения из эмиграции...Не знал что он затевался как конструктивистский. да, там действительно интерколумнии широкие...а я -то все не понимал, ну что там не так...Интересно что со стороны метро дом вполне себе конструктивистский, с полукруглыми в плане стенами, а вот по лесному совсем иной.

Про Энгельса 55 зрительно, увы, не помню, при случае надо посмотреть.

Интересный ещё в Лесном есть конструктивистский корпус Лесотехнической академии, со стороны Новороссийской улицы, там настоящий конструктивизм, необогащенный, и со стороны сада красивый полукруг аудиторий.
Не знаю, кто автор к сожалению.

Про полукруглые дома на Малой Охте, помню, когда-то И.И.Фомин говорил, что они немасштабны широкой в том месте Неве, но по-видимому он выражал чью-то субъективную точку зрения(может быть Каменского).

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Sep. 12th, 2005 05:10 pm (UTC)
Link

Слышал я, что автор институтского корпуса тоже Григорий Симонов... Кстати, раз уж речь зашла о Лесном, там есть его пожарная часть, которая, правда, испорчена перестройками. Её в литературе громко назвали памятником "высокого конструктивизма", пожалуй, не зря...:)

Хм... мне не приходила в голову мысль о нарушении масштаба в этом месте. По-моему, там такой обзор, что здания даже несколько "комкаются" при взгляде издали. Но, не знаю, я еще слишком маленький :), чтобы спорить со словами Фомина. Не дорос еще...
В любом случае, комплекс цельный и пропорции у него гармоничные и, как это не удивительно, легкие, что удавалось тогда немногим...

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Sep. 12th, 2005 05:22 pm (UTC)
Link

"По-моему, там такой обзор, что здания даже несколько "комкаются" при взгляде издали."
Возможно что он именно это и имел в виду, т.е. немасштабность этих полукруглых пространств(то, что они значительно короче, чем ширина Невы.

Надо ещё помнить, что они с Левинсоном любили большие дуги, вроде Дома Ленсовета на Карповке, и конечно архитектор всегда подсознательно сравнивает работы других со своими(:-), то есть тут имеет место субъективизм.
Одног из любимых высказыываний Фомина было-что "горизонтальные размеры в натуре сокращаются"(именно "комкаются").

Хотя в случае недостроенного комплекса СПб Университета в Петродворце это изречение, по-моему, сыграло дурную шутку с авторами факультетов, там уж так растянули фасады,что дальше некуда.

Впрочем ,пока Петродворцовый комплекс не достроен,- судить его рано.

Reply | Parent | Thread