?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Письмо архитектора Н.П. Сукояна, автора здания ЦДХ-ГТГ

« previous entry | next entry »
Feb. 13th, 2009 | 11:06 am
posted by: synthart in ru_sovarch

В продолжение темы ЦДХ (http://community.livejournal.com/ru_sovarch/426548.html) письмо архитектора Н. П. Сукояна, опубликованное на сайте Соварх (http://www.sovarch.ru/news/54/)

О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ –
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА ХУДОЖНИКА И ПАРКА ИСКУССТВ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ.


Являясь единственным из ныне живущих авторов, а в прошлом главным архитектором
проекта комплекса Государственной Третьяковской галереи и Центрального дома художника
в Парке искусств на Крымской набережной, я считаю своим долгом более подробно
рассказать об этом уникальном сооружении, созданном многолетним самоотверженным
трудом моих коллег – архитекторов, инженеров, строителей, художников, искусствоведов и
представителей множества других специальностей.


Строительству Государственной картинной галереи на Крымской набережной Москвы
предшествовала большая и ответственная работа – поиск оптимального проектировочного
решения для художественного музея и выставочного пространства.
В обсуждении этого вопроса принимали участие Москомархитектура, Министерство
культуры СССР, Дирекция и Учёный совет Государственной Третьяковской галереи,
Президиум Академии художеств СССР, Правление Союза художников, многие художники и
искусствоведы.
Проектные разработки по расширению старого здания Третьяковской галереи на
прилегающем участке проводились в разное время под руководством А.В.Щусева,
Л.В.Руднева, а в 1955-1956 гг. под руководством И.В.Жолтовского. Оптимальным решением,
отвечающим абсолютно всем современным требованиям к музейной экспозиции, явилось
строительстве нового здания Картинной галереи СССР в центре Москвы, на свободном
месте, где вполне можно было разместить здание большого объёма.


Вход в выставочную часть

На тот момент в Москве не менее остро обстояло положение с выставочными залами
для больших периодических художественных выставок. Между тем интерес к современному
изобразительному искусству был чрезвычайно велик. И вот в дни работы I Всесоюзного
Съезда художников в сентябре 1956 года Правительством было принято решение о
строительстве нового здания Третьяковской галереи на Крымской набережной в комплексе с
Выставочным зданием Союза художников СССР. В дальнейшем определилось содержание
коллекции музея – здесь будет галерея современного изобразительного искусства.
Дореволюционная коллекция Третьяковки останется в старом здании.
В 1960 г. проект, созданный в мастерской имени И.В.Жолтовского Моспроекта-2,
руководимой Ю.Шевердяевым, был представлен директором Третьяковской галереи
П.Лебедевым и архитектором М.Кругловым Международному совету музеев, одним из
членов которого являлся Ле Корбюзье, и получил высокую оценку.
Однако предлагавшиеся авторским коллективом варианты размещения выставочного
здания, в том числе на участке вдоль набережной, рядом со зданием галереи, не получили
поддержки Правления Союза художников СССР.
Наиболее целесообразным, экономически обоснованным и функционально
оправданным представлялось объединение в одном здании картинной галереи и выставочных
залов. Ранее разработанные проекты комплекса подверглись коренной переработке. Новый
проект был выполнен в 1962-1963 гг. и утверждён к строительству в марте 1964
г.Строительство было начато в 1965г.В ходе разработки проекта и рабочих чертежей были многократно проведены
общественные обсуждения, проект широко публиковался в периодической печати, с макетом
здания знакомились москвичи на выставках в Манеже, на ВДНХ и в других местах.
Осуществлённый проект выполнен авторским коллективом в следующем составе:
архитекторы Ю.Шевердяев, Н.Сукоян, М.Круглов, В.Васильева, Г.Михайловская,
В.Гуторкин. Специальные разделы проекта разработаны институтами Сантехпроект,
строительной физики, Тяжпромэлектропроект, Промстальконструкция,
специализированными отделами Моспроекта-1,Моспроекта-2 и др.
Генеральный план Москвы предусматривал создание в центре, внутри Садового
кольца, системы крупных зелёных массивов. Одним из таких зелёных оазисов большого
масштаба стал Парк искусств, спроектированный вдоль Крымской набережной. Зелёные
берега Москвы-реки от Воробьёвых гор через Нескучный сад и Пушкинскую набережную
ЦПКиО широким клином продолжаются здесь до Каменного моста и зелёных пространств
острова напротив Кремля.
Идея продолжения зелёного обрамления набережных Москва-реки от Воробьёвых гор
к центру города была включена во все разработки генерального плана Москвы, начиная с 20-
х годов XX века.


Колоннада паркового фасада

При проектировании здания Государственной Третьяковской Галереи и Центрального
Дома художника на Крымской набережной появилась реальная возможность осуществления
дальнейшего продолжения зелёного обрамления реки непосредственно к центру города, к
Кремлю.
Приступая к проектированию, авторы старались охватить в целом весь микрорайон от
набережной до Большой Якиманки. Зонирование всей территории на жилую и парковую
вносило чёткость в решение задачи. Застройка жилой зоны представлялась разреженной,
раскрытой в сторону реки, озеленённой.
Главным здесь является принципиальная схема планировки. Парк искусств,
являющийся продолжением ЦПКиО, не может не учитывать сложившуюся планировку Парка
культуры и отдыха. Создание вдоль реки больших открытых зелёных пространств, раскрытие
павильонов, свободно стоящих вдоль центрального партера к реке, - характерные
особенности этой планировки. Река, её пространство активно включены в композицию парка,
расширяя и обогащая городской пейзаж в целом.
Крупный парк в центре города придает Москве масштаб настоящей европейской и
мировой столицы. Парк искусств был частью проекта детальной планировки центра Москвы
и в начале 1970-х этот план начал практически осуществляться. Были произведены
значительные работы по сносу ветхих сооружений, переселению жителей и благоустройству
территории по проекту. Концепция парка первоначально основывалась на преимущественном
и обширном озеленении территории, устройства партерной части перед зданием Галереи,
подхватывающей в градостроительном плане продольную ось вдоль реки. Сочетание
продольных аллей Парка Искусств вдоль реки с поперечными, спускающимися с Большой
Якиманки создают планировочный каркас территории. Таким образом, пейзажный парк как
бы накладывается на регулярную схему. Зонирование территории учитывало, главным
образом расположение в парке выставки скульптур как постоянной экспозиции шедевров
отечественной скульптуры, зону периодических выставок – симпозиумов по скульптуре, зону
мемориальной скульптуры.


Речной фасад

В Парк искусств, наряду со зданием ГТГ – ЦДХ, органично включены памятник
архитектуры XVIII в. храм Николы в Голутвине, дом Рябушинских (нач. XIX в.) и дом
Третьяковых в котором родился и жил до 1852 года основатель галереи П.М.Третьяков. В
80-е годы XX в.на территории Парка было построено здание Московского Академического
художественного лицея Российской Академии художеств. В настоящее время парк окружён
монументальной металлической оградой.
Назначение и характер Парка, как Парка искусств, определились назначением
главного здания, в котором в настоящее время размещаются Государственная Третьяковская
Галерея и Центральный Дом Художника.
Парк искусств, его планировка, расположение на берегу реки в центре города,
близость Кремля подсказали решение объёмно-пространственной композиции сооружения.
Простой, протяжённый горизонтальный объём здания приподнят на колоннах, раскрыт на
парк, реку. Располагаясь параллельно реке и следуя за её изгибом, здание ориентировано на
Кремль, и это особенно хорошо заметно с противоположной стороны, с Каменного моста.
Подходы к зданию больших потоков посетителей предусматриваются со многих точек: по
набережной, с Большой Якиманки, по Садовому кольцу, с Крымского моста, сейчас - с
пешеходного моста от Храма Христа Спасителя.
Открытая экспозиция Парка искусств может быть продолжена в галерее, окружающей
здание, и в парадном дворике, подготавливая посетителей к встрече с шедеврами искусства в
экспозиционных залах.
Горизонтальный объём здания имеет два дворика, раскрытых в сторону реки:
парадный, занимающий центральное положение, и служебный. Статическая в основе
композиция – периптер – приобретает в этом решении динамический характер. Это
подчёркнуто также парадной лестницей-пандусом, ведущей от тротуара набережной к фасаду
здания и к центральному дворику.


Парковый фасад

Периферийное положение здания по отношению к центру города, его расположение у
реки, ассиметричное построение плана и внутренней организации пространства диктуют
необходимость «смягчить», «оживить» спокойный, одинаковый со всех сторон объём,
придать фасадам разную характеристику. Парковый фасад, в отличие от речного, подчёркнут
входным портиком, вынесенным перед колоннадой фасада. Ось входного портика на оси
парадного дворика и главного вестибюля расположена ассиметрично к фасаду.
Художественный музей – хранилище вечных ценностей. Его образ спокойный,
монументальный, статичный. Выставочные залы для временных выставок – искусство в
движении. Не всё ещё устоялось, не всё выдержит испытание временем. Образ беспокойный,
порывистый, динамичный.
В образе здания Государственной картинной галереи, в его объёмно-
пространственном решении, во внешнем облике и внутренней организации авторы пытались
найти ответ этим исходным позициям.
Решение плана здания отвечает задаче размещения в нём собственно музейной части и
выставочных залов. Музейная часть занимает 2\3 объёма и площади, выставочная - 1\3.
Здание предусматривает раздельную эксплуатацию музейной и выставочной частей.
Соответственно в здании имеются два вестибюля: музейный (на 6 000 посетителей) по оси
парадного дворика, раскрытый в сторону парка и дворика, и выставочный (на 3 000
посетителей), также раскрытый во дворик и парк. Оба вестибюля связаны между собой и с
общими для обеих частей зданий помещениями – салоном продажи, кафе, лекционным залом,
антресолями, библиотекой и т.п.
Из общей площади комплекса ГТГ–ЦДХ 54 000 кв.м - экспозиционные залы
занимают 25 000 кв.м, в том числе 18 000 кв.м в музейной части. В целом это много больше
суммы экспозиционных площадей Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Манежа.
Залы одновременно могут принять 9 000 посетителей.



В музейной части планировка отвечает требованиям постоянной экспозиции: всё
собрание картин в галерее разделено на ряд отделов, отделы начинаются и кончаются в
вводном зале и в то же время связаны между собой. Имеется цепь главных залов и
второстепенных – параллельных. Таким образом для посетителя сохраняется возможность
осмотра как всей коллекции, так и отдельных отделов; это важно, если учесть, что
протяжённость всей экспозиции более двух километров.
Холлы отдыха, «окна в природу» с раскрытием видов на Москву, на Кремль,на реку
вызывают ассоциации с тем редкостным ощущением, которое испытывают посетители
Эрмитажа при выходе в залы, расположенные вдоль Дворцовой набережной, когда из окон
раскрывается панорама Невы. Смена больших залов для показа произведений
монументального искусства малыми залами, посвящёнными творчеству одного художника –
позволяют избежать утомления посетителя при полном осмотре галереи.
В отличие от традиционных музейных решений плана авторы стремились здесь к
созданию единого внутреннего пространства, к гибкости планировочной структуры
экспозиционных залов. Особое внимание в проекте уделялось использованию этих
пространств для быстрой трансформации экспозиции. В подвесных потолках предусмотрены
переплёты специального профиля на которые в любой точке могут быть укреплены
переносные стенды. Различная конфигурация и набор экспозиционных установок также
позволяют быстро достичь этой цели.


Внутренний дворик

Свет, организация освещения в зале для экспозиции имеют такое же значение, как
звук в театре и концертном зале. К решению вопросов освещения были привлечены
художники и искусствоведы, специалисты –светотехники, был изучен отечественный и
зарубежный опыт музейного и выставочного строительства. Организация освещения в залах
исходит из принципа максимального использования естественного (преимущественно
верхнего) света. Около 70% экспозиции освещается верхним естественным светом, около
30% - боковым естественным, и только незначительная часть помещений – специальные залы
графики, плакатов – освещаются искусственным светом. В сумеречные и вечерние часы
естественное освещение дополняется искусственным, причём сделать это можно как в
ручном, так и в автоматическом режиме.
Устройство наружных солнцезащитных жалюзи в виде вертикальных мраморных
рёбер защищает картины от прямых солнечных лучей. Внутри дополнительно
предусмотрены горизонтальные шторы-жалюзи типа «венецианских» из стальных полос.
Особо важным явилось создание оптимальной комфортной обстановки в выставочных
залах. Это вопросы температурно-влажностного режима, различных видов обслуживания
(сигнализация, пожаротушение, пылеудаление), акустика залов, устройство полов, стен. Во
внутренней отделке применены долговечные материалы – естественный камень, ценные
породы дерева, мрамор, хромированный металл, различные синтетические материалы.
Общий строй интерьеров – строгий, сдержанный, с очень экономным использованием
цвета, с тем, чтобы ничто не отвлекало посетителей от экспозиции. Мир картин – вот тема,
вокруг которой строится вся внутренняя жизнь галереи.


Вестибюль музейной части

Свободнее, разнообразнее, более индивидуально решены интерьеры помещений
общего назначения: вестибюли, лекционные залы, кафе и др.
Вводный зал музейной части расположен на двух уровнях. Сильный вертикальный
строй на всю высоту здания контрастирует с горизонтальным построением интерьера
вестибюля. Важный планировочный узел – начало и конец отдельных разделов экспозиции –
получает своеобразное пространственное решение.
Вводный зал выставочной части – квадратный в плане – с одной стороны
раскрывается в сторону главного зала периодических выставок, с другой – примыкает к
большому кинолекционному залу, который, обладая хорошей акустикой, стал в настоящее
время одним из центров концертной жизни Москвы. Он используется также и как конференц-
зал для различных собраний художественной общественности.
Современный музей – сложный комплекс, в котором собственно экспозиция занимает
лишь часть от общего объема. Только половина и несколько меньше половины, (в здании
нашей Галереи -46%), полезной площади занимают экспозиционные залы. Другую половину
площади занимают помещения, предназначенные для таких неотъемлемых сторон
деятельности музея как: хранение, консервация и реставрация произведений
искусства( известно, что в здании ГТГ на Крымской набережной около 70 000 единиц
хранения);научно-популяризаторская деятельность. Большую часть площади занимают также
группы обслуживающих помещений всех инженерных и технических служб здания,
расположенные, главным образом в цокольном этаже.
В Государственной Третьяковской Галерее на Крымской набережной находятся
шедевры отечественного искусства XX века. Экспозиция является результатом большой
научной творческой работы коллектива музея. Малевич, Кандинский, Шагал, Ларионов,
Фальк, Кончаловский, Пименов, Корин, Филонов, Дейнека, Мухина, Лебедева, Конёнков,
Шадр, Фаворский, художники «сурового стиля»,новейшего времени - перечислить все
великие имена невозможно – наконец достойно представлены своими лучшими
произведениями. Экскурсии, лекции, конференции, встречи с художниками и
искусствоведами, работа изостудии, издание популярной литературы – этим и другим
формам научной популяризации искусства служат специально оборудованные помещения
здания.
Здесь предусмотрено размещение научной библиотеки литературы по искусству на
250 000 томов с читальными залами на 100 человек, кабинетами для научных занятий,
кинолекционный зал на 220 мест, просмотровый зал в хранилище графики и фототеке.
Экскурсионное бюро размещено вблизи вестибюля, экскурсоводы имеют специальные,
оборудованные для работы и отдыха помещения.
Особо следует остановиться на организации хранения живописи, скульптуры,
графики.


Лестница на третий этаж

Хранилища устроены таким образом, что они являются как бы продолжением
экспозиции, чтобы художники, искусствоведы, научные работники имели возможность
знакомиться с фондами Галереи, не представленными в экспозиции. Для этого в хранилищах
живописи оборудована система выдвижных стендов, позволяющая на относительно
небольшой площади экономно разместить большое количество картин. Эти стенды
представляют металлическую раму с решётчатым заполнением. Роликовая подвеска к
направляющим рельсам, расположенным под потолком, обеспечивает лёгкую,(от руки)
передвижку стендов для осмотра расположенной на ней экспозиции. Хранилище живописи
занимает около 2 000 кв.м.По тому же принципу организовано хранилище скульптуры в
цокольном этаже. Хранилище графики со специальными стеллажами для хранения рисунков,
офортов, акварелей, гравюр имеет просмотровый зал для научных сотрудников и
посетителей.
Такой же просмотровый зал имеется при фототеке, рассчитанной также на хранение
значительного количества фотоснимков, негативов, диапозитивов, микрофильмов.
Отдел рукописей(архив) знакомит специалистов с письмами, дневниками, другими
рукописями художников. Для повседневной работы научных сотрудников предусмотрены
кабинеты с соответствующим оборудованием. Они удобно связаны с библиотекой, архивом,
хранилищами, издательством, дирекцией.


Холл третьего этажа

Группа реставрационных мастерских расположена в 1-ом этаже вокруг малого
дворика(живопись, графика, иконы) и в цокольном этаже ( скульптура).Все мастерские
оборудованы на современном уровне реставрационной техники. При них имеются:
рентгенкабинет, физическая и химическая лаборатории, помещения для фотографирования в
ультрафиолетовом свете, лаборатория люминесцентного анализа и др.
Ясность и простота отличают внешний образ здания. Выразительность его основана на
контрасте лёгкого, прозрачного пространства двух ярусной колоннады и монументального
объёма верхней части ограждающей экспозиционные залы верхнего этажа. Но это не тяжёлая
стена свойственная каменному сооружению. Каркасная конструкция здания, навесные
фасадные панели, облицованные белоснежным мрамором, придают современное звучание
теме монументальной стены. Хорошо читаемые швы между панелями способствуют
зрительному облегчению стены. Белая спокойная плоскость стены контрастирует с воздухом
лоджий, окружающих здание. Здание как бы является сейфом для драгоценностей,
находящихся внутри. Верхняя стена по высоте меньше колоннады. Два яруса колоннады
общей высотой около 14 м торжественным строем окружают здание. Шаг колонн 9\9 м при
этой высоте обеспечивает необходимый крупный столичный, монументальный масштаб
сооружения. В первых вариантах проекта колоннада была одноярусной, на ней покоился весь
объём второго и третьего этажей здания, что придавало ему несколько приземистый
тяжеловесный характер. Стремясь облегчить объём,«возвысить»образ, авторы в рабочих
чертежах подняли колоннаду до третьего этажа. Частый ритм солнцезащитных пилонов по
второму ярусу подготавливает переход к чистой плоскости верхней стены. Некоторые
современные исследователи отмечают образную связь архитектуры здания с виллой Савой
Ле Корбюзье.
Пропорции фасада повторяют пропорции Дворца Дожей в Венеции,что неоднократно
отмечалось искусствоведами, как традиционная связь между московской и классической
итальянской архитектурой.


Парковый фасад

Новизна и современность форм здания ГТГ – ЦДХ сочетается с традиционностью
построения композиции. Ясность и чёткость его объёма на фоне зелени, монументальный
масштаб, воздушное пространство «колоннады – гульбища» по низу, раскрытие здания в
Парк Искусств придают комплексу подлинно демократический характер. Коллектив
проектировщиков-архитекторов, инженеров, строителей приложил все свои творческие силы
к тому, чтобы здание ГТГ – ЦДХ было достойно как своего содержания, так и ответственного
места, которое оно занимает в ансамбле центра столицы нашей Родины Москве.
Комплекс ГТГ-ЦДХ начал принимать посетителей в конце 70-х годов XX века. С
декабря 1979г.он начал функционировать в полном режиме. С тех пор там прошли тысячи
выставок, концертов, симпозиумов, конференций, кинопоказов и масса других крупных
общественных мероприятий.
Посещаемость комплекса растёт с каждым годом. Парк искусств стал излюбленным
местом прогулок москвичей. Расширение территории «старой» Третьяковки ещё больше
сближает эти крупные культурные зоны в центре Москвы. Посетители могут даже пешком
перейти из старого здания Третьяковской галереи в новое.
Государственная Третьяковская Галерея и Центральный Дом Художника на Крымской
набережной одно из крупнейших музейных зданий в мире. По объёму и полезной площади
оно больше всех национальных Галерей Европы и уступает только таким старым музеям, как
Лувр и Эрмитаж. Однако надо иметь в виду, что и Лувр и Эрмитаж являются не только
картинными галереями, но включают в себя и музеи истории культуры, и музеи археологии,
и музеи прикладного искусства, и нумизматики, и др., а размещены они по существу в разных
зданиях, построенных в разное время и соединённых только внутренними переходами.
Постройка и организация эксплуатации такого здания - сложная и ответственная
задача. Даже спустя годы многое требует доработки, принятые решения могут
корректироваться, в особенности в том, что касается оборудования. Но нельзя оспаривать то,
что здание является уникальным сооружением эпохи XX века и достойным хранилищем
величайших художественных ценностей, созданных на протяжении веков гением
многонационального народа великой России.

Москва, февраль 2009 г.

Николай Петрович Сукоян (1915),
заслуженный архитектор России, почётный строитель Москвы,
почётный академик Российской Академии архитектуры и строительных наук,
почётный академик Международной Академии архитектуры (Москва),
член Московского союза художников, живописец.
http://www.sovarch.ru/news/54/

Link | Leave a comment |

Comments {24}

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Feb. 14th, 2009 01:12 pm (UTC)
Link

не плохо бы чем-то аргументировать, а не просто повторять чужие слова.

Reply | Parent | Thread

travalliero

(no subject)

from: travalliero
date: Feb. 14th, 2009 03:14 pm (UTC)
Link

В таком случае и Вам тоже было бы неплохо чем-то аргументировать, что слова именно чужие.
Здание - банальный сарай, n*m*h метров, к тому же абсолютно не вписывающийся в своё окружение. Сравнительно небольшая высота - единственное его достоинство.

Reply | Parent | Thread