darriuss (darriuss) wrote in ru_sovarch,
darriuss
darriuss
ru_sovarch

Аэропорт "Звартноц" в Ереване

Здание аэровокзала в ереванском аэропорту "Звартноц".

Год постройки: 1980.

Архитекторы: А.Тарханян, С.Хачикян, Л.Черкезян, Ж.Шехлян.

Конструктор: С.Багдасарян.

yerevan_005


Прилетал и улетал отсюда ночью, поэтому фотографию общего вида пришлось взять из специальной книжки.



Объёмное решение сложного комплекса весьма эффектно и подкупает своей лаконичностью. Во внешнем подковообразном объёме размещены зал ожидания со службами отправления; в центре - службы, обслуживающие пассажиров; ниже зал прибытия. Этот объём связан с залом ожидания радиальными остеклёнными переходами. Центр этого гигантского колеса занимает грибовидный столп, увенчанный залом ресторана и помещениями диспетчерской службы.

yerevan_006

Ресторана в диспетчерской башне уже по-моему нет.


Вся композиция внушительна по масштабности, но не переходит пределы, за которым начинается область гигантомании. Это несомненно одно из достоинств здания. Структура конструктивного скелета здания благодаря своей чёткости и некоторой доли "ершистости" исключительно напряжена. Особенность, которая ещё более усиливается почти полным соответствием этой структуры объёмно-пространственной организации. Здание напоминает холмы вулканического происхождения, которыми усеяна Араратская долина.

Сейчас трудно сказать, как бы задействовало здание при полном освоении всего современного сложного технологического оборудования, но в нынешнем виде не все функциональные звенья представляются столь совершенными, как были задуманы. Блок услуг для ожидающих пассажиров оторван от залов ожидания и размещён в разных с ними уровнях. Второстепенная лестница в центре грибовидного столпа стала важным коммуникационным путём для сообщения пассажиров, хотя она не имела такого назначения. Пассажиры всё время, с момента прибытия на вокзал, находятся в поиске то одной, то другой службы.

В чём причина этого? Ведь многократно и компетентно рассмотренный проект перед реализацией получил одобрение.


yerevan_007


А дело в том, как нам кажется, что признанный лучшим конкурсный проект с линейной композицией в процессе дальнейшей разработки претерпел значительные изменения. При переходе на круглую форму под её воздействием технологические и композиционные достоинства первого варианта неожиданно не только не сохранились, но и преобразовались в недостатки.

Линейная композиция плана широко раскрывала залы ожидания на лётное поле и на гору Арарат. В реализованном варианте большой подковообразный зал ожидания воспринимается стереотипными изолированными фрагментами, лишёнными каких-либо доминантных ориентиров на внешнюю среду. Вследствие этого человеком овладевает чувство нахождения "везде и нигде", т.е. выраженного психологического дискомфорта.

Таким образом, форма здания оказалась в определённой отчуждённости от его технологической и особенно композиционной сущности. Она создаёт впечатление, что авторы сознательно шли на создание замкнутой, обращённой внутрь себя композиции, хотя с этим трудно согласиться.


yerevan_008

Терминал внутри. Справа вверху - антресоль, о которой речь ниже.


Однако и здесь имеет место ряд непоследовательностей, порождающих противоречия.

Так, например, в разрезе основной объём зала ожидания высокой частью обращён на башню. Однако перерезанность пространства в продольном направлении антресолью и глубоко выдвинутыми в зал лестницами, ведущими на неё, лишает зал последнего опорного ориентира для человека в пространстве - центрального двора. Это становится очевидно, когда оказываешься в плоскости антресоли. К тому же антресоль представляется технологическим излишеством, так как растянутость точек регистрации пассажиров в главном зале столь велика, что пространство между ними далеко не полностью используется ожидающими пассажирами.


Думается, что при разработке проекта реализованного варианта здания произошёл отказ от первоначальных средовых концептуальных основ в пользу ортодоксального функционализма. Это привело даже где-то к потере человека как потребителя архитектуры, и не только в функциональном плане.

yerevan_009

Вид с антресоли.


Текст курсивом взят из:

А.Григорян, М.Товмасян. "Архитектура советской Армении", М., 1986.

Подробнее про современное состояние дел в ереванском аэропорту я написал тут.
Tags: Архитектура СССР 1955-1991 гг., Ереван / Erevan, Общественные здания / Public Buildings
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments