?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Водонапорная башня завода "Красный Гвоздильщик"

« previous entry | next entry »
Aug. 28th, 2005 | 11:28 pm
posted by: r_9 in ru_sovarch


Архитектор Яков Чернихов, ленинградский зодчий, мало популярный среди своих современников. Вновь "открытый" за рубежом в 60-е годы и в последнее десятилетие в нашей стране, он предстает теперь перед нами как некий "мифический" идеолог конструктивизма. До нас дошли его многочисленные теоретическин работы. Сотни его графических композиций, выполненных в различных техниках являлись свободными вариациями на тему нового в архитектуре, они же легли в основу его книг "Основы современной архитектуры", "Архитектурные фантазии" и др. Его книги стали новой вехой в традициях архитектурной графики, зодчему принадлежат также многие "практические" исследования в области объемно-пространственной композиции, проектирования, дизайна. Он был блестящим педагогом, методистом.

К сожалению, ему не удалось донести до нас свои идеи в "вечном" материале. О его постройках почти ничего не известно. На рубеже 20 - 30 гг. по его проектам строились несколько десятков промышленных предприятий в различных концах страны. Это были химические заводы, в которых технология обыкновенно брала верх над архитектурой.
Постройки эти затеряны, авторство их считается спорным, хотя некоторые источники говорят о том, что в некий период под его покровительством находились чуть ли не все проекты хим. заводов Союза.

В 1929 - 1930 гг. Чернихов проектирует и строит канатный цех ленинградского завода "Красный Гвоздильщик" на Васильевском Острове. Основной акцент в композиции цеха сделан именно на водонапорной башне, протяженный корпус, расположенный вдоль 25 линии, решен чисто утилитарно. К слову сказать, рассмотреть его почти невозможно...так густы кроны деревьев, окаймляющих 25 линию.

В архитектуре башни присутствуют элементы знаменитого экспрессионизма Якова Чернихова. Эффектно сопоставлены 2 простейших геометрических формы - параллелипипед лестничной клетки и цилиндр венчающего башню объема. Безо всякого смягчения, резко соединены две элементарные формы. Оси тел смещены таким образом, что объем цилиндра выдается в сторону, покоясь на двух тонких опорах-столбиках. Башня едва ли напоминает всегда центрические дореволюционные сооружения такого рода. Здесь нет той кирпичной тяжести, новый материал показывает свою работу в полный рост.
Экспрессия дополняется образной характеристиков. В сознании возникает графический образ предприятия, знак, символ - огромный "гвоздь"... Сооружение, как вы можете видеть, запущено, находясь "в двух щагах" от программного сооружения Воронихина - Горного института, этот конструктивистский объект, возведенный на столетие позднее выглядит разрушающимся средневековым донжоном...

Фото и текст - Стругач Александр. 2005









Link | Leave a comment |

Comments {36}

(Deleted comment)

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 29th, 2005 05:58 pm (UTC)
Link

Да, вещь незаурядная. Самое главное, мало кто видел эту постройку в натуре. Просто интерес к ней недостаточно высок, забытое здание. Меня башня заинтересовала после прочтения замечательной статьи Саблина о жизни и творчестве Чернихова, опубликованной в книге "Зодчие Санкт-Петербурга ХХ в", собранной В. Г. Исаченко. Ему - отдельное спасибо.

Reply | Parent | Thread | Expand

vn

(no subject)

from: vn
date: Aug. 29th, 2005 05:44 am (UTC)
Link

Спасибо за рассказ и фото!

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 29th, 2005 05:58 pm (UTC)
Link

Заходите чаще. Постараемся заинтересовать вас редкими материалами.

Reply | Parent | Thread

Nata

(no subject)

from: inge21
date: Aug. 30th, 2005 08:43 pm (UTC)
Link

Перед Черниховым преклоняюсь просто... ПОТРЯСАЮЩИЙ ОН!!! Искала и ищу где можно его книжечки. С работами. Но ничего не выходит. Одна моя знакомая купила своему мужу альбом на какой-то выставке. Отправила посылкой в Англию, значит. И дошло ведь все, кроме этой самой книжечки. правда, нашла в библиотеке института старую потрепанную книжку с одной надписью на обложке: "Чернихов". Отсканила почти все картинки. Но качество оставляет желать лучшего. А Красный гвоздтльщик еще хорошо виден с собора Косяковского, который подворье Оптиной Пустыни. Там когда на лесах стоишь такой гвоздик торчит. Красный гвоздтльщик.
Спасибо, за текст и фотографии. :)

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 31st, 2005 06:26 am (UTC)
Link

Да, мне он тоже раньше очень нравился. И книжки я найти хотел. А потом подумал, зачем? Я и так кучу его работ видел. Можно сказать, я этого автора понял. И потом, до сих пор не могу разобраться бал ли он архитектором в полном смысле слова. То есть постройку я только одну видел.
Мне кажется, он либо не хотел строить, потому, что понимал, что не удасться реализовать все так как он желает, либо не мог потому, что был слабо знаком с конструкциями, мехникой, строительной технологией. Оба варианта могут быть.
В любом случае, он - не пример для архитектора. Ну не было у него этого. А вот для теоретика - это да. Здесь он был явным лидером.

Reply | Parent | Thread | Expand

RummaGE

(no subject)

from: rumm
date: Sep. 13th, 2005 12:13 am (UTC)
Link

Ещё добавлю, что в таком же стиле возведена в 1928 году и башня гидролизного завода в Екатерингофе.

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Sep. 26th, 2005 05:08 am (UTC)
Link

Вещь великолепная и какая-то... неземная. Похожа на декорацию к фантастическому фильму и на обсерваторию. Жаль, что Чернихов так мало сделал.

Reply | Thread

2s/2d autointelligencer

(no subject)

from: joke_doe
date: Feb. 4th, 2006 10:44 pm (UTC)
Link

10/10!

Reply | Thread

melden_fc

(no subject)

from: melden_fc
date: Aug. 8th, 2006 08:29 pm (UTC)
Link

Клёво! :)
А вот и сестрёнка:

http://www.1723.ru/read/books/white-tower.htm>

Reply | Thread

melibibula

(no subject)

from: schwarzze
date: Nov. 12th, 2006 04:42 pm (UTC)
Link

http://www.icif.ru/about.htm

проекты...эскизы...

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Nov. 13th, 2006 11:17 am (UTC)
Link

Спасибо, Саш. Отличная ссылка. Я уже видел этот сайт, но почему-то до изображения с "Красным Гвоздильщиком" не добрался.
Освежил в памяти некоторые его известные графические работы. Последний раз я видел многие в печатном виде -- в его книжках. Было это где-то год назад, может побольше.

Reply | Parent | Thread | Expand

Геральдический Петербург

(no subject)

from: heraldic_spb
date: May. 9th, 2007 07:11 pm (UTC)
Link

Какая прелесть. Смешнее только "Белая башня" в Екатеринбурге.
Вот эта:
http://www.1723.ru/read/books/white-tower.htm
http://www.fotolife.org/fotography/foto_b/2/9a83e3a793b1d6e7.jpg

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: May. 10th, 2007 06:47 am (UTC)
Link

Смешнее только "Белая башня" в Екатеринбурге.
--------------------

Смешнее? Почему? Не понял Вас, если честно.

Reply | Parent | Thread | Expand

Lyusha

HELP!

from: pomorkade
date: Jan. 15th, 2008 08:00 pm (UTC)
Link

можно ли где-нибудь добыть планы и разрезы этого чудесного сооружения??
Помогите!

Reply | Thread

Александр Стругач

Re: HELP!

from: r_9
date: Jan. 15th, 2008 08:07 pm (UTC)
Link

Боюсь, что так просто этого не сделаешь :( В литературе мне всего однажды встречались чертежи к этому проекту (в книге М. С. Штиглиц "Промышленная архитектура Петербурга" и её переизданиях), да и то - это какой-то вариант, не пошедший в стройку. Фиксационных чертежей я лично нигде не встречал.

Думаю, поскольку объект крайне известный, если Вам нужно это для какой-то очень важной цели (дипломный проект, научная работа), то можно обратиться к М. С. Штиглиц. Её контактные данные можно уточнить на кафедре Архитектуры СПбГАСу, сделав туда звонок. Второй вариант: можно обратиться к внуку Чернихова, который сейчас проживает и работает в Москве.

Reply | Parent | Thread | Expand

Почувствуйте разницу

from: nappel
date: Mar. 27th, 2010 05:23 pm (UTC)
Link

Почувствуйте разницу в подходе к архитектурным "вкусностям" у них http://1dom.livejournal.com/73473.html и у нас.

Reply | Thread