Александр Стругач (r_9) wrote in ru_sovarch,
Александр Стругач
r_9
ru_sovarch

Categories:

Водонапорная башня завода "Красный Гвоздильщик"


Архитектор Яков Чернихов, ленинградский зодчий, мало популярный среди своих современников. Вновь "открытый" за рубежом в 60-е годы и в последнее десятилетие в нашей стране, он предстает теперь перед нами как некий "мифический" идеолог конструктивизма. До нас дошли его многочисленные теоретическин работы. Сотни его графических композиций, выполненных в различных техниках являлись свободными вариациями на тему нового в архитектуре, они же легли в основу его книг "Основы современной архитектуры", "Архитектурные фантазии" и др. Его книги стали новой вехой в традициях архитектурной графики, зодчему принадлежат также многие "практические" исследования в области объемно-пространственной композиции, проектирования, дизайна. Он был блестящим педагогом, методистом.

К сожалению, ему не удалось донести до нас свои идеи в "вечном" материале. О его постройках почти ничего не известно. На рубеже 20 - 30 гг. по его проектам строились несколько десятков промышленных предприятий в различных концах страны. Это были химические заводы, в которых технология обыкновенно брала верх над архитектурой.
Постройки эти затеряны, авторство их считается спорным, хотя некоторые источники говорят о том, что в некий период под его покровительством находились чуть ли не все проекты хим. заводов Союза.

В 1929 - 1930 гг. Чернихов проектирует и строит канатный цех ленинградского завода "Красный Гвоздильщик" на Васильевском Острове. Основной акцент в композиции цеха сделан именно на водонапорной башне, протяженный корпус, расположенный вдоль 25 линии, решен чисто утилитарно. К слову сказать, рассмотреть его почти невозможно...так густы кроны деревьев, окаймляющих 25 линию.

В архитектуре башни присутствуют элементы знаменитого экспрессионизма Якова Чернихова. Эффектно сопоставлены 2 простейших геометрических формы - параллелипипед лестничной клетки и цилиндр венчающего башню объема. Безо всякого смягчения, резко соединены две элементарные формы. Оси тел смещены таким образом, что объем цилиндра выдается в сторону, покоясь на двух тонких опорах-столбиках. Башня едва ли напоминает всегда центрические дореволюционные сооружения такого рода. Здесь нет той кирпичной тяжести, новый материал показывает свою работу в полный рост.
Экспрессия дополняется образной характеристиков. В сознании возникает графический образ предприятия, знак, символ - огромный "гвоздь"... Сооружение, как вы можете видеть, запущено, находясь "в двух щагах" от программного сооружения Воронихина - Горного института, этот конструктивистский объект, возведенный на столетие позднее выглядит разрушающимся средневековым донжоном...

Фото и текст - Стругач Александр. 2005









Tags: Архитектура СССР 1917-1932 гг., Промышленные / Industrial, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments