?

Log in

No account? Create an account

В.М. Фромзель: человек построивший эпоху.

« previous entry | next entry »
Nov. 15th, 2005 | 12:56 pm
posted by: ex_newrussia409 in ru_sovarch

В их домах жили секретри обкома, генералы и звёзды истрады. Они творили эпоху и сами писали под диктовку времени. Изысканный полукруглый дом, открывающий панораму каменноостровского проспекта, ныне признан памятником архитектуры, и риэлторы указывают в листингах расположение квартир "в домах Гурьева, Фромзеля"- как указывают "в доме Лидваля" или"в доме Бенуа"







интервью фромзеля в Санкт-Петербургских Ведомостях:

Зодчий Каменноостровского проспекта Жизнь архитектора Виктора Матвеевича Фромзеля вместила почти весь ХХ век.

Наши улицы украшают здания, построенные по его проектам. Величественные фасады, обилие лепного декора и так называемых архитектурных излишеств, которым объявил войну Хрущев, но без которых наш город выглядел бы беднее. Понятие "сталинский дом" всегда несло положительный оттенок _ добротные постройки, прекрасная планировка, эстетически грамотное оформление фасадов, в котором читалось наследие мастеров прошлого.

И сегодня этот бодрый 92-летний человек, с юмором рассказывающий о своей жизни, вызывает целую гамму чувств _ от зависти до уважения.

Журналист Александр ПОЗДНЯКОВ встретился с архитектором Виктором Матвеевичем ФРОМЗЕЛЕМ в его рабочем кабинете, из окон которого сквозь голые ветви деревьев виднеется одно из творений зодчего _ дом # 25 по Каменноостровскому проспекту.

_ Виктор Матвеевич, как вы решили стать архитектором?

Мой дядя был техником-строителем, и я, глядя на него, решил пойти в архитекторы. Взял билет на поезд, забрался на третью полку и поехал из Архангельска, где родился, в Ленинград. Было мне восемнадцать. Тогда я даже не знал, что такое архитектура, рисовать не умел. Но поступил в ЛИКС (Ленинградский институт коммунального строительства, потом ЛИСИ. _ Авт.). Учился на архитектора вместе с Борисом Рубаненко, Николаем Барановым, Рафаэлем Исраэляном. И вот мы, второкурсники, вообразили себя архитекторами. После весенней сессии в 1929 году мы вечерами сочиняли проект для открытого международного конкурса _ здание клуба завода им. Лихачева, которое построили на месте снесенного Симонова монастыря в Москве. Мы, щенки, получили на этом конкурсе первую премию, хотя в нем участвовали Лев Руднев, Георгий Гольц _ вся московская верхушка. Лето мы провели на участке, где построили потом клуб, _ в двухэтажном домике. У нас была своя кухарка, платили по четыреста рублей _ огромные деньги. Время мы проводили беззаботно _ играли в пинг-понг, подкидного, ходили по театрам. Но настали сроки сдавать технический проект, а у нас был готов только эскиз. Этот наш эскиз отдали братьям Весниным. И они прекрасно по нему спроектировали, а затем и построили клуб им. Лихачева, ставший классикой конструктивизма.

_ Вы много строили на Петроградской стороне. Расскажите о ваших любимых зданиях.

Четверть века я работал вместе с Олегом Ивановичем Гурьевым, мы были очень близки, дружили.

С Олегом Ивановичем мы много домов на Кировском построили _ # 2, 17, 25, 27-а, 47... На улице Рентгена (б. Лицейской) два наших дома _ # 2 (угол Каменностровского) и # 6. Последний с двумя эркерами, выходит в сад, довольно уютный. А между ними _ дом # 4. Прекрасный образчик северного модерна, с фигурками перед входом, по стилю близкий "Астории". Мать моя, подумал я, да это Лидваль! Поднял архивы _ оказалось, что на этом месте располагались оранжереи садоводства Германа Эйлерса, которое снабжало цветами весь Петербург. Вместо этого сквера здесь простирались сплошные теплицы! Сын Эйлерса, Константин, был посредственным архитектором, но зато зятем знаменитого архитектора Лидваля. Архитектором дома # 4 значится Эйлерс, но проектировал, безусловно, его тесть, Федор Лидваль, _ его рука! И вот мы рядом с Лидвалем притулились.

С Гурьевым мы сделали дом с дугообразным фасадом на Каменноостровском, 2. Там, где сейчас аптека, был знаменитый табачный магазин "Гавана". Я очень горжусь этим домом.

Когда-то на этом месте стоял двухэтажный домик. Существовало два проекта _ Давида Гольдгора и наш с Олегом. Гольдгор на стыке проспектов сделал фасад прямоугольным, а мы _ полукругом. Наше решение всем понравилось. Дом очень хороший получился _ его буквально сразу взяли под охрану государства как памятник архитектуры. Перед ним Левинсон поставил памятник Горькому. Жаль, что пьедестал он сделал прямоугольным. Надо было поставить на цилиндрический постамент _ на фоне полукруглого фасада.

_ А кто декорировал фасады _ все эти звезды, дубовые листья, картуши с серпами и молотами?

Тогда были такие мастера, настоящие художники _ штукатуры, лепщики. Они и отливали из цемента все эти элементы, да и рисовали, мне кажется, сами. В этом доме жили Павел Кадочников, Борис Штоколов (он был другом Гурьева), Константин Сергеев и Лев Зайков, первый секретарь обкома. Кстати, за этот дом нам собирались дать Сталинскую премию. Но что-то не случилось...

_ Когда смотришь сейчас на "сталинские" дома, кажется, что в те годы архитектор мог удовлетворить любую свою фантазию. Так ли это?

Приведу пример _ стадион Ленина. Мы с Гурьевым сделали совершенно другой проект _ более интересный. А Баранов (Н. В. Баранов _ в то время главный архитектор Ленинграда. _ Авт.) говорит, давайте кругом колонны пустим _ тогда в почете колонны были. Что поделаешь, пришлось сделать колонны. У нас там, где мост, перпендикулярно набережной Ждановки, трибуна была, а на берегу Малой Невы _ башня.

Впрочем, ситуаций, когда первоначальный замысел не удавалось воплотить можно привести множество. Вот дом #Ъ17 по Каменностровскому.

В нем жили Аркадий Райкин, позже _ известный кинорежиссер Семен Аранович. Мы с Гурьевым красивый дом нарисовали, торжественный. Два этажа построили, как мы задумали, а с третьего по шестой по проекту предполагались по три величавых пилона. Валентин Александрович Каменский, тогда главный архитектор города, счел их излишествами и потребовал убрать. Мы с Гурьевым в буквальном смысле в ногах у него валялись _ но ни в какую. Пришлось сделать фасад гладким, оживив его немного восемью пилястрами, облицевали плиткой.

Но были и случаи, когда фантазию не ограничивали. Вот, например, история дома в Крестьянском переулке. В шестидесятые годы ко мне обратился заместитель председателя исполкома, в прошлом управляющий крупным строительным трестом, _ попросил спроектировать ему квартиру. Я говорю, если исполком закажет Ленпроекту, спроектирую. Нам отвели участок в Крестьянском переулке. Месяца за четыре построили дом _ с лифтом (хотя он пятиэтажный), мусоропроводом, стены толще, чем обычно, потолки выше. В общем, "улучшенной планировки". Меня даже в обком вызывали по поводу дома. Допытывались, кто попросил такой комфортный дом сделать. Я молчал, как партизан...

Я горжусь домами, которые построил. А вот среди красивых домов на Каменноостровском стоит дом # 22 _ сплошные серые железобетонные балконы _ совершенная дрянь. Мне предложили его перестроить. Я говорю _ уберем балконы, тогда можно создать абсолютно другой дом. Думали-думали, сошлись на том, что первый этаж надо облицевать плиткой.

Я работал в проектной мастерской # 2 на Троицкой площади, которая занималась застройкой северных районов Ленинграда _ Выборгского, Петроградского. Величественный дом с колоннами по фасаду _ наша мастерская ЛенНИИпроекта. Она как раз в центре находилась. На Куйбышева загибается левое крыло дома, построенное с сохранением объемов и ритма окон Дома политкаторжан, который сворачивает к Неве. Со временем предполагалось облицевать и перестроить Дом политкаторжан в правое крыло.

Вид из окон этого дома _ каких мало в нашем городе: сад с дорожками, Петропавловка, Нева, набережные, Исаакий... Лет пять назад меня спросили в ГИОПе, как бы я отнесся к облицовке фасада Дома политкаторжан. Я ответил, что это было бы правильным, но не верю, что позволят это сделать. Так все и заглохло.

_ Ваши дома впоследствии часто тиражировали _ они были недороги, просты и надежны...

Очень распространены девятиэтажные дома с перебивкой этажей, которые мы проектировали с Колей Надежиным. Их в 60 _ 70-е годы построили по всему городу штук двести, я точно не знаю сколько. А родилась идея этого дома так. Сидел я на каком-то совещании в Союзе архитекторов, вертел в руках пустую коробку из-под папирос "Казбек", на которой джигит скачет верхом, если помните. Раскрыл коробочку, стал рисовать.

Первый из этих девятиэтажных домов построили в шестидесятые годы для кооператива на углу Светлановского и Тореза. Он так понравился, что его стали возводить везде. Потом этому точечному дому присвоили какуюто серию.

_ Вы часто работали в соавторстве...

Я не тщеславен. Меня слава не интересует. У каждого свой ресурс: у одного голова хорошо работает, а у другого _ дар администратора, связи, влияние, умение пробить проект.

_ Как вы думаете, Виктор Матвеевич, будет развиваться архитектура в новом веке?

Если будут деньги, то как в Нью-Йорке. Земля дорогая _ здания потянутся ввысь. Но старый Петербург должен остаться прежним _ блистательным. Растрелли я считаю лучшим архитектором нашего города. Проходя мимо Зимнего дворца, Кваренги снимал шляпу. Однажды я ждал троллейбус на остановке и разглядывал Смольный собор. Пропустил несколько троллейбусов _ стоял, как зачарованный, и не сводил глаз с этого чуда.

А Екатерининский дворец! Растрелли _ гений из гениев. Я готов перед ним стоять на коленях...

_ Архитектура каких стран поразила вас больше всего?

Я не был за границей нигде. Только в Риге и Крыму отдыхал. Да меня и не тянет. Я прекрасно знаю, какие из себя Париж или Лондон. А Питер лучше! Изумительный город. Счастлив тот, кто живет здесь. Москва Петербургу в подметки не годится.

_ Кто ваши дети, внуки?

Дочери _ архитекторы, сейчас на пенсии. Старшая работала в Ленпроекте, младшей _ 62 года. Внук мой Миша живет в Израиле. Внучка _ врач, семь правнуков. Вот, живу с правнучкой Анечкой. Ей недавно шестнадцать исполнилось.

_ А что это у вас за эскизы на столе?

Сейчас я делаю пятиэтажный дом на улице Льва Толстого, близ "Дома с башнями", где жил архитектор этого дома Андрей Белогруд. Он был моим учителем _ в черной рабочей блузе, с большим черным бантом и с лорнетом. Чудесный был человек, замечательный архитектор, очень любил готику. Вообще, мне очень повезло: меня окружали титаны архитектуры _ Щуко, Гельфрейх, Фомин, Белогруд, Троцкий.

Короче, работаю, как собака. Всего же сейчас делаю три дома. И все _ опять на Петроградской...
Санкт-Петербургские Ведомости No 22(2412), 3 февраля 2001


статейка в журнале «Дизайн и Строительство» о Фромзеле: http://www.d-c.spb.ru/archiv/8/16/index1.htm



полное собрание воспоминаний внука Фромзеля Михаила Король, также всем известный в жж как m_k, о деде

http://www.livejournal.com/users/m_k/61249.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/62001.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/62424.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/62596.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/63693.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/64005.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/64680.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/65745.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/66447.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/66745.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/66945.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/67583.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/67712.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/68081.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/69105.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/69169.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/69575.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/70384.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/71877.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/72341.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/72577.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/75180.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/75713.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/76368.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/78489.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/80091.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/80393.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/82157.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/83124.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/83594.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/88619.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/96351.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/101849.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/102212.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/103144.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/103223.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/103923.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/104825.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/106746.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/106919.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/108966.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/111169.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/111602.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/116936.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/118295.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/140174.html
http://www.livejournal.com/users/m_k/140420.html



самый знаменитый дом фромзеля на каменностровском 2, за который ему даже, кажется, хотели дать сталинскую премию

профессорский дом на каменноостровском 25

первый десятиэтажный дом в ленингграде, московский проспект 202

p.s. может быть кто-нибудь знает о его доме "улучшенной планировки", где-то в районе крестьянского переулка 60-ых гг.?

Link | Leave a comment |

Comments {7}

kot_parmenid

(no subject)

from: kot_parmenid
date: Nov. 15th, 2005 03:35 pm (UTC)
Link

По-моему, в одном месте Фромзеля немного подвела память.
Первый точечный дом массовой серии 1-528кп-40 ("девятиэтажный дом с перебивкой этажей") был построен не на углу Светлановского и Тореза, а рядом, на углу Дрезденской и Тореза, в 1963 году.
На углу Светлановского и Тореза таких домов нет, а есть некий гибрид из 1-528кп-40 и 1-528кп-41 (длинного 9-этажного дома), построенный позже и больше нигде в городе не встречающийся.
Собственно, и Светлановского проспекта в 1963 как такового не было.

Reply | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Nov. 15th, 2005 05:26 pm (UTC)
Link

да. похоже на то.
Кстати когда в конце 70-е годов в 4 мастерской эти дома ещё кое-где "привязывались", то их называли "надежинские дома",от фамилии хорошего архитектора Н.И.Надежина,спроектировавшего ещё Университет профсоюзов, и, кажется ещё поликлинику у калинскина моста(с круглым двором)-очень красивое здание .
Н.И. Надежин ещё вошел в историю тем, что в послевоенной молодости,когда у людей была пропасть всякого оружия, вполне серьезно дрался на дуэли

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Nov. 15th, 2005 05:19 pm (UTC)
Link

Как все-таки безобразно выглядит с угла дома 25 эта двухэтажная мансарда! Почему бы не повторить было вогнутый полукруг?

Reply | Thread

malchik

(no subject)

from: sashamalchik
date: Nov. 15th, 2005 07:20 pm (UTC)
Link

Виктор Матвеевич = Авгидер Мордухович..

Reply | Thread

(no subject)

from: ex_newrussia409
date: Nov. 16th, 2005 12:13 pm (UTC)
Link

и что?

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Feb. 21st, 2011 07:24 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Reply | Thread

Марина Демичева

(no subject)

from: Марина Демичева
date: Oct. 3rd, 2012 05:32 pm (UTC)
Link

Спасибо. Только вот есть сомнение насчет адреса Московский пр., д.202. Он построен после войны, строили пленные немцы, они иногда ходили по квартирам, меняли на хлеб свои ремесленные поделки. Мои родные это прекрасно помнят, они жили в доме 200, который был действительно сдан в эксплуатацию примерно в феврале 1941г. . Так вот, бабушка говорила, что Виктор Матвеевич Фромзель жил именно в нашем доме. И он, якобы, был автором проекта. Как бы это уточнить?

Reply | Thread