?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Из истории проектирования вокзала в Новосибирске.

« previous entry | next entry »
Jan. 24th, 2008 | 11:35 am
posted by: synthart in ru_sovarch


http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:Вокзал_Новосибирска.jpg

В дополнение вот к этому посту: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/176905.html.

В 1929 году Московским архитектурным обществом (МАО) был объявлен Всесоюзный конкурс на проект вокзала в Новосибирске. На него поступило 45 проектов. Первую премию получил проект Н.Г. Волошинова. Однако на выставке в Новосибирске в 30 году он был подвергнут критике, в том числе отмечалась: " недостаточная площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удалённость камер хранения ручной клади от входов в вокзал" и пр.

После этого проект передается для доработки в киевское отделение Гипротранса. По рабочему проекту из Киева в 31 году закладывают фундаменты будущего здания. Однако теперь архитектурный облик вокзала вызывает сомнение у руководства треста «Сибстройпуть», который ведёт строительство. Проект перерабатывался ещё несколько раз, вначале арх. Б.А. Гордеевым, затем арх. Г.Б. Бархиным и А.3. Гринбергом; они предложили т.н. «схему А», по которой в Сибирском отделении «Стандартгорпроекта» был составлен окончательный проект вокзала.


Вокзал в Новосибирске. Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г.
(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)


Строительство велось до 39 года, когда вокзал был сдан в экспутатацию. Авторы проекта вокзала - Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и Б.А. Биткин. В разработке фасадов и интерьеров участвовали архитекторы А.И. Лоскутов, М.П. Клековкин, Б.П. Савельев, И.С. Персиков, К.И. Митин, Я.Е. Кузнецов, А.Д. Крячков.

В разработке проекта привокзальной площади принимал участие немецкий архитектор Рудольф Волтерс. Подробнее здесь: http://magazines.russ.ru/studio/2005/9/hm12.html.

Такова в общих чертах непростая и запутанная история строительства этого вокзала. Реализованный вариант сильно отличается от первоначального, и это, безусловно, пошло ему на пользу. Достоянием истории нужно считать упрёки в «эклектичности внешнего облика». Монументальное здание должным образом организовало привокзальную площадь, встало в ряд лучших памятников довоенной архитектуры города.

А что же с автором первоначального проекта, победившего на конкурсе МАО? В литературе он проходит как Н.Г.Волошинов, архитектор Коигипротранса - Киевского отделения Гипротранса (по замечанию alexander_loz). Но Н.Г. Волошинов больше не упоминается в связи с вокзалом и вроде бы вообще нигде.


Вариант решения вокзала и планировки привокзальной площади. Сибирское отделение «Стандартгорпроекта»
(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)


Однако в Москве в 30-е годы фигурирует Г.И. Волошинов, тоже из Киева. В 30 году Фомин с Волошиновым сделали конкурсный проект реконструкции Курского вокз. в Москве, оставшийся неосуществленным. Интересно, что мотив застекленной арки присутствует и здесь, хотя вообще для вокзалов это был популярный приём. В 38 году Курский вокз. был частично реконструирован по другому проекту Волошинова. А в 70-е по проекту под его руководством было построено новое здание Курского вокзала, с сохранением части старого здания (обсуждалось здесь: http://synthart.livejournal.com/10985.html). Известны и другие постройки Г.И. Волошинова в Киеве и в Москве.

Как видим, многие детали совпадают. И всё-таки интересно, один и тот же это Волошинов или разные?

(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)

Часть информации и фото отсюда: http://novosibdom.ru/content/view/379/163/
Ночные фото вокзала: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/246642.html

Link | Leave a comment |

Comments {26}

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 24th, 2008 10:26 am (UTC)
Link

Пардон, возмущюсь за отсутствуещего среди нас Д.Х.,:) а почему в списке проектировщиков
нет специально приглашённого немецкого "спеца" по арх. проектированию вокзалов, наскок я помню из давней статьи очень страдавшего от недостатка жилплощади, иль он есть только фамилия русская?

Reply | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 24th, 2008 10:35 am (UTC)
Link

А как его фамилия?

Reply | Parent | Thread

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 24th, 2008 10:44 am (UTC)
Link

тык выж модераторы тэги расставляете?
какой-то товарищь из Новосибирска пиарил здесь выход мемуров немца, в переводе Д.Х.

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 24th, 2008 11:09 am (UTC)
Link

Спасибо за дополнение!
Достоверных сведений об участии Волтерса в проектировании нет. Сам он пишет, что проектировал планировку привокзальной площади, но отказался переделывать уже существующий проект вокзала.
Среди авторов его фамилия никогда не упоминалась.
Добавил ссылку на статью Хмельницкого о Волтерсе и на пост Ложкина об истории вокзала.

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 24th, 2008 11:35 am (UTC)
Link

По тэгу "Новосибирск" всё доступно.

Звали его Рудольф Волтерс и в проектировании вокзала он участия не принимал, хотя и был приглашен специально для этого, выполнял лишь проект привокзальной площади.
"К глубокому разочарованию я узнаю, что новый вокзал уже строится, и, значит, проектирование излишне.
-Фундаменты будут, однако, взорваны, потому что готов второй проект. Но и этот проект должен быть изменен. Так что вам предстоит много работы. Такими словами успокоил меня мой коллега.

...
После того как я закончил проект привокзальной площади, мне хотели поручить разработку деталей проекта здания вокзала. Я решительно оборонялся, поскольку сказал себе: сейчас или никогда ты получишь в России самостоятельную работу. Я объяснил своему шефу, почему не хочу браться за это дело. Мне совершенно неинтересно было прорабатывать готовый проект других архитекторов, в особенности еще и потому, что в планах и структуре здания вокзала я видел принципиальные ошибки, которые требовали полной переработки проекта. Готовые фундаменты зала ожидания были взорваны прошлой зимой, поскольку их закладывали по старому проекту, сделанному за два года до того в Киеве. Архитекторам Новосибирска этот проект не понравился. Они разработали новый проект и добились, чтобы фундаменты взорвали.

После этого еще многое переделывалось, те или иные согласующие инстанции что-то меняли, залы и помещения становились больше, так что сейчас было решено часть новых фундаментов взорвать во второй раз. Я считал все это безумием, поскольку, по моему разумению, самый первый проект был лучшим и каждое новое изменение только усложняло дело.

Тем не менее шеф все-таки пытался поручить мне деталировку проекта, и поскольку мне не удавалось настоять на своем, я обратился к президенту нашего управления. Этот молодой тридцатилетний партиец тотчас встал на мою сторону и пообещал мне разработку других новых проектов. Он попросил только сделать экспертизу существующего проекта вокзального здания, головной боли управления. Как раз начали раздаваться звуки новых взрывов, и ГПУ заинтересовалось этой стрельбой. Началась тайная закулисная игра, во время которой мне стали ясны смысл и значение различных организаций - ГПУ партии, профсоюзов."



Вольтерс Р. Специалист в Сибири. Пер. с немецкого Дм. Хмельницкого - Новосибирск: 2007

Кроме того, позволю напомнить свой пост cо старыми картинками про вокзал и пост уважаемого periskop на ту же тему.

Reply | Parent | Thread

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 24th, 2008 01:43 pm (UTC)
Link

/По тэгу "Новосибирск" всё доступно/ эт к постящему, чегот не фтыкаю так этого профессора на экспертизу Киевского проекта приглашали, а он попал в какую-то разборку "местных с Украинцами" и по ходу дела ещё хотел под себя весь проект подмять, мрак. Очень подозрительно мне в течении недели 3-разных человека этого ПЕРИСКОПА пиарят:)

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 24th, 2008 05:34 pm (UTC)
Link

Ссылку на ваш пост добавил в начале своего поста. Замечательны старые фото вокзала. А где в Москве можно купить книгу "Специалист в Сибири"?

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 25th, 2008 10:06 am (UTC)
Link

На сайте издательства приведен список магазинов: http://www.isvis.ru/where_buy.htm
Стоит спрашивать в магазинах сети "Топ-книга" (Лига, Книгомир, Литера и т.п.), http://www.top-kniga.ru Или заказать наложенным платежом: isis@irs.ru

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 25th, 2008 10:14 am (UTC)
Link

Ок, спасибо!

Reply | Parent | Thread

Антон Лучанский

(no subject)

from: ashot_l
date: Jan. 25th, 2008 06:57 pm (UTC)
Link

К сожалению, в Топ-книге по этому запросу делают лицо топором. Возможно, Вы лично где-то на прилавке видели (в Нске)?
Очень книгу хочется просто:).

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 28th, 2008 06:45 am (UTC)
Link

Я знаю, что в Военной книге на Гоголя есть (была полгода назад) стойка с книгами изд-ва "Свиньин и Сыновья". Наверное, можно купить и в издательстве (тел. 383/2170397).

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: tatia_p
date: Jan. 24th, 2008 10:36 am (UTC)
Link

Кстати, да... Такое тоже, помнится, говорили...

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 24th, 2008 11:42 am (UTC)
Link

Напомню еще, что первоначальный проект Волошинова предполагал возведение не только корпуса вдоль улицы Вокзальной (ныне Шамшурина), в основном осуществленного, но и огромного корпуса над путями станции. Существующее сегодня арочно-сводчатое перекрытие зала предполагалось продлить в сторону Владимировской улицы, расположив над перронами в виде конкорса, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами-спусками к пассажирским платформам. От этого решения остался жалкий переход на 2-5 пути из зала ожидания. Вероятно фундаменты конкорса и взрывали при Волтерсе.

Обратите внимание также, что в объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза. Этот символ слегка потерялся, когда была уменьшена высота "трубы" - башни гостиницы. При реконструкции 1990-х годов было предложение увеличить высоту гостиницы до проектной, но сделать это не позволили конструкции.

Reply | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 24th, 2008 11:46 am (UTC)
Link

Кроме этого проекта, "следов" Волошинова в Новосибирске больше нет?

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 24th, 2008 12:04 pm (UTC)
Link

Нет, да и этот проект он не доделывал.

Кстати, обратите внимание на сходство башни с часами на проекте Волошинова и аналогичной башни на здании МПС. И очень похоже на Дом с часами арх. Гордеева, Тургенева, Никитина в Новосибирске (1931-34)

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 24th, 2008 11:52 am (UTC)
Link

Переходы над путями - что-то подобное было в проекте Фомина-Волошинова для Курского вокз. в Москве в 30 году.

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 24th, 2008 12:06 pm (UTC)
Link

Не помню тот проект, но здесь речь на о переходе, а о размещении значительной части здания над путями. Эта схема довольно широко применялась в мире в 60-70-е годы.

Reply | Parent | Thread

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 24th, 2008 01:47 pm (UTC)
Link

по памяти в Варшаве все платформы под вокзалом, в Праге часть, а в Берлине ваще две пересекающиеся рыбы в разных уровнях, по мне решение не фонтан, сильно на метро похоже, причём в его худшем,не Сталинском варианте, с плоскими потолками:)

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 25th, 2008 10:14 am (UTC)
Link

Есть забавные сходства московского метро с новосибирским вокзалом.



Не находите ли вы некторых сходств этого интерьера с интерьером станции "Красные ворота"?
Сводчатый потолок (побольше, конечно) и, главное - боковые порталы - один в один с фоминскими, причем и по цвету тоже (только были изначально выполнены не в камне, а в штукатурке, но с окраской в схожий бордово-коричневый цвет.

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 25th, 2008 10:25 am (UTC)
Link

Да, поразительно! Порталы похожи и полукруглые ниши такие же: http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:Krasnye_Vorota_Moscow_1950.jpg. На "Красных воротах" в центральном зале потолок - шестиугольные кессоны, в боковых - квадратные.
проект Красных ворот относится к 34 году, интерьер вокзала примерно то же время. А известно кто участвовал в разработке интерьеров?

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 28th, 2008 06:53 am (UTC)
Link

А известно кто участвовал в разработке интерьеров?
Не знаю.
В принципе, можно наверное найти ответ, покопавшись в архиве НПЦ (Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области). В свое время, когда Сибжелдорпроект "реставрировал" вокзал, они наткнулись на огромный объем оригинальных материалов по проектированию вокзала, часть из которых оказалась в НПЦ. В том числе, как я помню, была записка по истории строительства вокзала, составленная в конце 30-х перед завершением работ. Возможно, там есть ответ на этот вопрос. А вообще в проектировании вокзала поучаствовали, по-моему, почти все архитекторы, имевшиеся в наличии в Нске в 30-х гг. :)

Reply | Parent | Thread

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 25th, 2008 11:18 am (UTC)
Link

да ну у Фомина отстой, какая-то текстура шестигранная, а здесь иерархия рёбер:)
в сцыле платформы Варшавского вокзала:
http://www.flickr.com/photos/gak/233990467/
представляете вылазит М.Горкий/Челюскинцы в этот лес колонн и мрак, а как охватить фотоапаратом тысячи радостных с транспарантами новосибирцев вокруг поезда, ужос!!! толи дело гигантский дебаркадер, или на открытом воздухе на фоне кучерявого фасада!:) так-что не растраивайтесь у вас отличный вокзал, а этот "хохляцкий конкорс" был чистое вредительство:))

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 28th, 2008 07:07 am (UTC)
Link

А представляете, эта арка-парабола (на фото вверху) не заканчивалась бы банальным витражом, а продолжалась бы на манер той же станции "Красные ворота"? Именно так и предполагалось, разве что интерьер был бы конструктивистским :) Насколько я помню, конструкцию с "иерархией ребер" разрабатывал Николай Никитин, человек, пожалуй, не менее талантливый, чем Фомин.
Когда в 90-х обсуждалась реконструкция вокзала, я предлагал проектировщикам рассмотреть вариант с продлением центрального зала над путями и строительством второго корпуса по другую сторону ж.д. К сожалению, предпочли построить рядом со старым вокзалом это:

Reply | Parent | Thread

Isinda Bubuev

(no subject)

from: isinda_bubuev
date: Jan. 28th, 2008 09:44 am (UTC)
Link

"вариант с продлением центрального зала над путями и строительством второго корпуса по другую сторону ж.д." сие совершенно недавно реализовано в Киеве("недавно" судя по "свежести" второго вокзала:), в Гамбурге очень интересная схема: два вокзала Южный и Северный а между ними дебаркадер, похоже ваши градоправители спят и видят Новосибирск 10.000.000-ым, вот и не дали блокировать рыбу с двух сторон, прозорливо смотря в будущее:)) эх башня, часы, недавно "днём с огнём" пытался такое разыскать
ежели интересно
http://isinda-bubuev.livejournal.com/49878.html

Reply | Parent | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 30th, 2008 10:08 am (UTC)
Link

В догонку: еще один пост про вокзал: http://egoga.livejournal.com/196118.html

Reply | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jan. 30th, 2008 10:21 am (UTC)
Link

Спасибо! И серия постов там отличная, типа: "что было-что стало".

Reply | Parent | Thread