Synthart (synthart) wrote in ru_sovarch,
Synthart
synthart
ru_sovarch

Categories:

Из истории проектирования вокзала в Новосибирске.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:Вокзал_Новосибирска.jpg

В дополнение вот к этому посту: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/176905.html.

В 1929 году Московским архитектурным обществом (МАО) был объявлен Всесоюзный конкурс на проект вокзала в Новосибирске. На него поступило 45 проектов. Первую премию получил проект Н.Г. Волошинова. Однако на выставке в Новосибирске в 30 году он был подвергнут критике, в том числе отмечалась: " недостаточная площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удалённость камер хранения ручной клади от входов в вокзал" и пр.

После этого проект передается для доработки в киевское отделение Гипротранса. По рабочему проекту из Киева в 31 году закладывают фундаменты будущего здания. Однако теперь архитектурный облик вокзала вызывает сомнение у руководства треста «Сибстройпуть», который ведёт строительство. Проект перерабатывался ещё несколько раз, вначале арх. Б.А. Гордеевым, затем арх. Г.Б. Бархиным и А.3. Гринбергом; они предложили т.н. «схему А», по которой в Сибирском отделении «Стандартгорпроекта» был составлен окончательный проект вокзала.


Вокзал в Новосибирске. Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г.
(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)


Строительство велось до 39 года, когда вокзал был сдан в экспутатацию. Авторы проекта вокзала - Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и Б.А. Биткин. В разработке фасадов и интерьеров участвовали архитекторы А.И. Лоскутов, М.П. Клековкин, Б.П. Савельев, И.С. Персиков, К.И. Митин, Я.Е. Кузнецов, А.Д. Крячков.

В разработке проекта привокзальной площади принимал участие немецкий архитектор Рудольф Волтерс. Подробнее здесь: http://magazines.russ.ru/studio/2005/9/hm12.html.

Такова в общих чертах непростая и запутанная история строительства этого вокзала. Реализованный вариант сильно отличается от первоначального, и это, безусловно, пошло ему на пользу. Достоянием истории нужно считать упрёки в «эклектичности внешнего облика». Монументальное здание должным образом организовало привокзальную площадь, встало в ряд лучших памятников довоенной архитектуры города.

А что же с автором первоначального проекта, победившего на конкурсе МАО? В литературе он проходит как Н.Г.Волошинов, архитектор Коигипротранса - Киевского отделения Гипротранса (по замечанию alexander_loz). Но Н.Г. Волошинов больше не упоминается в связи с вокзалом и вроде бы вообще нигде.


Вариант решения вокзала и планировки привокзальной площади. Сибирское отделение «Стандартгорпроекта»
(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)


Однако в Москве в 30-е годы фигурирует Г.И. Волошинов, тоже из Киева. В 30 году Фомин с Волошиновым сделали конкурсный проект реконструкции Курского вокз. в Москве, оставшийся неосуществленным. Интересно, что мотив застекленной арки присутствует и здесь, хотя вообще для вокзалов это был популярный приём. В 38 году Курский вокз. был частично реконструирован по другому проекту Волошинова. А в 70-е по проекту под его руководством было построено новое здание Курского вокзала, с сохранением части старого здания (обсуждалось здесь: http://synthart.livejournal.com/10985.html). Известны и другие постройки Г.И. Волошинова в Киеве и в Москве.

Как видим, многие детали совпадают. И всё-таки интересно, один и тот же это Волошинов или разные?

(http://novosibdom.ru/content/view/379/163/)

Часть информации и фото отсюда: http://novosibdom.ru/content/view/379/163/
Ночные фото вокзала: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/246642.html

Tags: Архитектура СССР 1917-1932 гг., Архитектура СССР 1932-1955 гг., Новосибирск / Novosibirsk, Общественные здания / Public Buildings, Транспортные сооружения / Transport
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments