Владимир (atrey) wrote in ru_sovarch,
Владимир
atrey
ru_sovarch

Categories:

Первая редакция Генплана Ленинграда, новый городской центр.

344.45 КБ
Новый общегородской центр предлагался в южной части города.
К этому были тогда несколько оснований
1)Госграница с Финляндией проходила в непосредственной близости от северных пригородов города. по реке Сестре. Поэтому развитие новых территорий на север тогда не предусматривалось.
2)Правительство представляло Ленинград не самодовлеющим центром а второстепенным по сравнению с Москвой городом, поэтому в Генплане подчеркнуто московское направление.
3)ввиду п.1 Генпланом было выбрано место для главного городского аэропорта на юге, неподалеку от Красного села, где проводил свои первые полеты ещё до революции Можайский. Градостроители справедливо полагали, что главный тип сообщения города со страной будет в 20 и 21 веке авииационный. Но видимо не предполагали, что придет новая реактивная авиация, с её проблемами шума. Поэтому в генплане запроектированы жилые кварталы вдоль Московского проспекта вплоть до Пулкова.
4)ввиду 3) на перекрестке Средняя рогатка предпочтение отдано Киевскому шоссе,(ведущему из Аэропорта) а не Московскому шоссе.
5)Московский проспект решен единой магистралью длиной более 16 км., площадь Дворца Советов находится примерно в середине этой магистрали, на пересечении с Дуговой.Как у Московского проспекта так и у Дуговой магистрали проложены улицы- дублеры.

Окружная железная дорога , пересекающая проспект Стачек, Московский проспект, продолжение Гороховой улицы и проспект Обуховской обороны, была главной головной болью проектировщиков. При ленинградском плоском рельефе, традиционных уходящих вдаль прямых проспектах им хотелось создать единое пространство магистрали Московского проспекта по типу Елисейских полей в Париже, зрительно связать старый город , его Сенную площадь с новым городским центром.
Но Елисейские поля не пересекает железная дорога.

Поэтому Л.А.Ильин настаивал на том, чтобы железнодорожный мост пересекающий Московский проспект в районе Райсовета не утяжелять, не реконструироивать в монументальном стиле.. Те кто проходили по этому мосту заметили наверное, как там и сейчас (после перестройки и расшироения в 3 раза,в 1954 г по проекту Кирхоглани) неожиданно низко сделано ограждение. Железнодорожные пути находятся на высокой насыпи (необходимой для того чтобы погасить вибрацию), и по отношению к ограде моста выще метра на 2. Ширина же моста первоначально до войны была невелика, была одна колея.

Как рассказывал мне А.М.Соколов, случилось следующее: со стороны Невы в порт по мосту шел состав груженный лесом. Внезапно когда состав проходил над Московским проспектом, машинист увидел впереди неисправность пути, и резко затормозил. От толчка бревна, слабо закрепленные на вагонах, покатились вниз прямо на проспект, по которому в это время как раз шли два трамвая полных людьми.
Комиссия расследовавшая происшествие, пришла к выводу что если бы мост был вовремя перестроен так, чтобы ограда моста была выше, то катастрофы бы не случилось. Пассажиры трамваев остались бы живы.
А кто настаивал, чтобы ограду не повышать? Ильин, из соображений пространственной связи северной части проспекта и южной.

Вот так и случилось, что в 1936 году Ильина сняли с должности Главного архитектора и назначили Н.В.Баранова. который вместе с А.И.Наумовым к 1937 г.переработали генплан города, и только с 37 г.началось массовое строительство новых жилых районов- Автово, Московского пр, Щемиловки и т.д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments