alexander_loz (alexander_loz) wrote in ru_sovarch,
alexander_loz
alexander_loz
ru_sovarch

Categories:

Вокзал "Новосибирск-главный"


Проект бригады Гордеева

Чуть-чуть из моей книжки про Железнодорожный район Новосибирска. Побольше здесь

...В конце 1920-х годов было решено, что городу нужен новый вокзал. Вначале предлагалось построить его в другом месте, на пересечении Красного проспекта с линией Транссибирской магистрали, но в 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс эскизных проектов-идей железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-главный. Жюри конкурса под председательством академика архитектуры А.В. Щусева, в которое входили ведущие советские архитекторы 1920-х годов из 45 поступивших проектов выбрало работу под девизом "Прямое движение" архитектора Н.Г. Волошинова. Дальнейшее проектирование поручили киевскому отделению Гипротранса, и в 1931 году были заложены фундаменты здания. История строительства здания весьма запутана. Проект несколько раз изменялся, к проектированию были привлечены ведущие архитекторы Новосибирска.
Первоначальный проект Н.Г. Волошинова предполагал возведение огромного здания вдоль улицы Вокзальной (ныне Шамшурина) и над путями станции. Существующее сегодня арочно-сводчатое перекрытие зала предполагалось продлить в сторону Владимировской улицы, расположив над перронами в виде конкорса, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами-спусками к пассажирским платформам. Архитектура здания предполагалась лаконичной, в стилистике конструктивизма. В объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза.


Проект привокзальной площади

Однако уже в 1931 году проект вокзала был переработан трестом «Сибстройпуть». К проектированию подключается известный новосибирский архитектор Б.А. Гордеев. После объявления результатов 2-го тура конкурса на здание Дворца Советов в Москве и директивного изменения «стилистической направленности советской архитектуры», конструктивизм оказывается вне закона и в Новосибирске проводится конкурс на внешнюю архитектуру фасадов вокзала. Готовые конструкции частично разбираются, взрываются, фасады получают ампирную трактовку. Вокзал был открыт 25 января 1939 года.




Интерьеры. Фотофиксация 1939 г.








Исторические фотографии: Личные архивы Игоря Поповского, Александра Ложкина, Электронный архив общественной организации "Культурное наследие", Музей истории Железнодорожного района Новосибирска.


Еще про историю Новосибирского вокзала


Современные фотографии: Евгений Иванов

Tags: Архитектура СССР 1932-1955 гг., Новосибирск / Novosibirsk, Общественные здания / Public Buildings, Построенный объект / Building, Транспортные сооружения / Transport
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments