?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

Вокзал "Новосибирск-главный"

« previous entry | next entry »
Jan. 30th, 2007 | 09:38 pm
posted by: alexander_loz in ru_sovarch


Проект бригады Гордеева

Чуть-чуть из моей книжки про Железнодорожный район Новосибирска. Побольше здесь

...В конце 1920-х годов было решено, что городу нужен новый вокзал. Вначале предлагалось построить его в другом месте, на пересечении Красного проспекта с линией Транссибирской магистрали, но в 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс эскизных проектов-идей железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-главный. Жюри конкурса под председательством академика архитектуры А.В. Щусева, в которое входили ведущие советские архитекторы 1920-х годов из 45 поступивших проектов выбрало работу под девизом "Прямое движение" архитектора Н.Г. Волошинова. Дальнейшее проектирование поручили киевскому отделению Гипротранса, и в 1931 году были заложены фундаменты здания. История строительства здания весьма запутана. Проект несколько раз изменялся, к проектированию были привлечены ведущие архитекторы Новосибирска.
Первоначальный проект Н.Г. Волошинова предполагал возведение огромного здания вдоль улицы Вокзальной (ныне Шамшурина) и над путями станции. Существующее сегодня арочно-сводчатое перекрытие зала предполагалось продлить в сторону Владимировской улицы, расположив над перронами в виде конкорса, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами-спусками к пассажирским платформам. Архитектура здания предполагалась лаконичной, в стилистике конструктивизма. В объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза.


Проект привокзальной площади

Однако уже в 1931 году проект вокзала был переработан трестом «Сибстройпуть». К проектированию подключается известный новосибирский архитектор Б.А. Гордеев. После объявления результатов 2-го тура конкурса на здание Дворца Советов в Москве и директивного изменения «стилистической направленности советской архитектуры», конструктивизм оказывается вне закона и в Новосибирске проводится конкурс на внешнюю архитектуру фасадов вокзала. Готовые конструкции частично разбираются, взрываются, фасады получают ампирную трактовку. Вокзал был открыт 25 января 1939 года.




Интерьеры. Фотофиксация 1939 г.








Исторические фотографии: Личные архивы Игоря Поповского, Александра Ложкина, Электронный архив общественной организации "Культурное наследие", Музей истории Железнодорожного района Новосибирска.


Еще про историю Новосибирского вокзала


Современные фотографии: Евгений Иванов

Link | Leave a comment |

Comments {9}

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Jan. 30th, 2007 04:29 pm (UTC)
Link

Очень интересный и весьма подробно изложенный материал! Отличная подборка фото. Давно ждал чего-нибудь новенького от Вас. Спасибо!

Интересно, неужели потребовалось действительно осуществлять снос взрывным способом, чтобы привести в жизнь ампирное решение фасадов. Что именно сносилось, если известно, конечно?

Любопытно, что в проекте Гордеевской мастерской появляется огромный прямоугольный "перспективный" портал - не редкий элемент в "компромиссной" архитектуре, которая стала возникать после 1932 г.

Reply | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 30th, 2007 04:50 pm (UTC)
Link

В книге Вольтерса, о которой пишет, которую перевел dmitrij_sergeev, и которую мы пытаемся издать в Новосибирске, есть следующий текст:

После того, как я закончил проект привокзальной площади, мне хотели поручить разработку деталей проекта здания вокзала. Я решительно оборонялся, поскольку сказал себе – сейчас или никогда ты получишь в России самостоятельную работу. Я объяснил своему шефу, почему не хочу браться за это дело. Мне совершенно неинтересно было прорабатывать готовый проект других архитекторов, в особенности еще и потому, что в планах и структуре здания вокзала я видел принципиальные ошибки, которые требовали полной переработки проекта. Готовые фундаменты зала ожидания были взорваны прошлой зимой, поскольку их закладывали по старому проекту, сделанному за два года до того в Киеве. Архитекторам Новосибирска этот проект не понравился. Они разработали новый проект и добились, чтобы фундаменты взорвали.
После этого еще многое переделывалось, те или иные согласующие инстанции что-то меняли, залы и помещения становились больше, так что сейчас было решено часть новых фундаментов взорвать во второй раз. Я считал все это безумием, поскольку, по моему разумению, самый первый проект был лучшим, и каждое новое изменение только усложняло дело.
Тем не менее, шеф все-таки пытался поручить мне деталировку проекта, и поскольку мне не удавалось настоять на своем, я обратился к президенту нашего управления. Этот молодой тридцатилетний партиец тотчас встал на мою сторону и пообещал мне разработку других новых проектов. Он попросил только сделать экспертизу существующего проекта вокзального здания, головной боли управления. Как раз начали раздаваться звуки новых взрывов, и ГПУ заинтересовалось этой стрельбой.


Могу лишь предположить, что взрывали фундаменты конкорса над путями, предполагавшегося в нескольких первых вариантах проекта (осуществлен лишь небольшой переход)

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Jan. 31st, 2007 09:41 am (UTC)
Link

Большое спасибо за такую точную цитату. Все стало примерно понятно.
Книга, безусловно, представляет огромный интерес. Судя по тем небольшим отрывкам и обобщениям, которые появлялись в статьях dmitrij_sergeev, это почти документально точные источники - особенно, видимо, эта книга Вольтерса, ибо она была написана, насколько я понял, по самым свежим впечатлениям.
Я думаю, что нет оснований верить абсолютно всему, что описано в этих воспоминаниях. Дело в том, что это впечатления, а они всегда очень субъективны. К тому же с иностранцами, наверняка, обращались очень настороженно, соответственно, многое, вероятно, происходило для них незамеченным. И потом, не думаю, что есть смысл экстраполировать это на весь процесс жизни в СССР - я уверен, что были места, где было и хуже и лучше - ну, впрочем, это даже не требует комментариев - это очевидно.
Я полагаю, что если книга будет издана, то её луче было бы представить читателям с минимумом вводных и критических статей, чтобы не сделать её заведомо односторонней - чтобы не подготовить читателя соответствующим образом. Мне кажется, хотя это утопия, было бы лучше издать эту книгу с вставками старых фотографий - того времени и каких-нибудь архивных материалов. В таком формате недавно вышла у нас малым тиражом (550 экз.) книга воспоминаний художника М. А. Григорьева - "Петербург 1910-х гг...". Там авторы издания подобрали к каждой главе интереснейшие фотографии из разных серий Карла Буллы. Получилось очень информативно.

Простите за, может быть, не совсем корректный вопрос. Я отправлял Вам письмо, скажите, дошло ли оно. Может быть, я что-то напутал с адресом? Спасибо.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Jan. 31st, 2007 10:08 am (UTC)
Link

Это было 9.01.2007. Уже отослал копию.

Reply | Parent | Thread

Игорь Лощилов

(no subject)

from: loshch
date: Jan. 30th, 2007 05:01 pm (UTC)
Link

= Спасибо =

Reply | Thread

jobimo

(no subject)

from: jobimo
date: Jan. 31st, 2007 05:50 am (UTC)
Link

Прошу прощения за оффтоп. Нет ли у вас случайно информации о плане застройки Кемерово, разработанной в 1936 году Новосибирским отделением Горстройпроекта. И воопще какой либо информации о работе новосибирских архитекторов в 30-е в г. Кемерово. Информация по застройке Кемерово в 30-е крайне скудна.

Reply | Thread

alexander_loz

(no subject)

from: alexander_loz
date: Jan. 31st, 2007 09:08 am (UTC)
Link

Лично у меня такой информации нет, возможно, что-то есть в музее архитектуры Сибири в Архитектурно-художественной академии.
Картинки с этим генпланом я вроде бы видел, когда немножко занимался ван Лохемом, но где - не помню.

В статье Марка Мееровича и dmitrij_sergeev, опубликованной в ПРОЕКТ РОССИЯ 42 говорится, что генплан Щегловска, как и Сталинска и Ленинска, разрабатывала группа Мая (но это, как я понимаю, 1930-33 гг.).

Reply | Parent | Thread

jobimo

(no subject)

from: jobimo
date: Feb. 1st, 2007 04:15 am (UTC)
Link

Очень жаль. План Мая кажется 1931 года.

Reply | Parent | Thread

Перископ из глубин Тихого океана

(no subject)

from: periskop
date: Sep. 4th, 2007 11:23 am (UTC)
Link

Спасибо! Интересно и познавательно.
А вот ночные снимки Новосибирского вокзала:
http://periskop.livejournal.com/191400.html

Reply | Thread