?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

ЦП ОАО РЖД., 1933-1936 арх. И. А. Фомин. Москва, ул. Н. Басманная, 5

« previous entry | next entry »
Dec. 18th, 2006 | 03:31 pm
posted by: r_9 in ru_sovarch

im_001


Центральная поликлиника ОАО «РЖД» расположена в Басманной слободе, в самом начале Новой Басманной улицы. Место это знаковое - здесь, недалеко располагались трагически утраченные Красные ворота (фото 1910-х гг.), ряд других важных гражданских и культовых построек. Автор здания поликлиники - академик Иван Александрович Фомин, который на рубеже 1920-х 1930-х гг. осваивал новые приемы и формы в архитектуре. Поликлиника решена в строгом ключе, с характерными для архитектуры советского авангарда мотивами , что (скорее всего в представлении Ив. Фомина) отвечало задаче решения не парадного, чисто функционального здания. Постройка занимает трапециевидной формы площадку и состоит из 3-х прямоугольных корпусов с характерными полуциркульными в плане завершениями с торцов. Велика площадь остекления - помещения наполняются светом сполна. Это стало возможным благодаря применению каркасной конструктивной схемы. Простенки были окрашены в контрастный к окраске стен цвет, что зрительно объединяло проемы в горизонтальные ленты. Объемы поликлиники соединяются между собой под легкими углами, что, видимо объясняется частичным использованием конструкций существовавших здесь построек быв. Житного двора. При осмотре со стороны Новой Басманной можно отметить, что объемная композиция разрешается в виде своего рода курдонера с различными по длине бортами - здание как бы "обнимает" внутренний двор: наиболее протяженный корпус-перемычка отнесен в глубь участка, торцы, как уже отмечалось, зрительно смягчены скругленными завершениями. Важно, что закругленные части расположены ортогонально друг к другу - таким образом возникает масса интересных динамичный ракурсов. Это мягкая, открытая, приглашающая композиция, не сравнимая по эффекту с вытянутыми вдоль улицы парадными фасадами-"стенами" - это новый, свободный подход к решению городского пространства.
Простые объемы поликлиники кое-где слегка раскрепованы, здание объединено общим тоненьким карнизом с небольшими "сухариками" - видимо, он появился из-за желания зрительно обозначить, отсечь верх - дифференцировать верх и низ, решенный в виде подсечки на круглых в сечении столбах с простыми конструктивными капителями (встречаются и спаренные колонны - один из частых приемов в архитектуре Ивана Фомина).
Лестничные клетки закруглены в плане и остеклены вертикальными лентами, асимметрично поставленными и окаймленными простыми по профилю тягами. Один из фасадов, обращенный во двор решается автором с применением двух длинных ленточных балконов в уровне второго и четвертого этажей, между которыми заключена застекленная лоджия на 3 окна. Один из боковых корпусов, выходящих почти на красную линию улицы имеет угловые окошки, что дополнительно подчеркивает каркасную конструкцию.
Мне повезло и я успел заснять поликлинику ранним утром, когда она еще была освещена изнутри ярким электрическим светом. В такие моменты авангардная архитектура просто бесподобна.

Посмотреть здание на карте Москвы




Общий вид. Динамично раскрывающийся двор-курдонер.
im_001




Фрагмент фасада. Объем, выходящий на красную линию улицы.
im_002




im_003




Фрагмент фасада. Угловые окошки. Лестничные клетки.
im_004








Извините за не слишком хорошее качество фото: снималось в спешке, без штатива. :)
Старое фото Красных ворот с сайта: http://planetam2006.narod.ru/Projekt/OldMoscow/OM001.htm
Дневные фотографии с сайта: http://www.cprzd.ru/
Очень благодарен romodin за информацию о постройке.

Фото и текст А. Г. Стругач - 2006
Спасибо за внимание!

Link | Leave a comment |

Comments {27}

Владимир

Вячеслав Локтев

from: atrey
date: Dec. 20th, 2006 09:54 am (UTC)
Link

Вячеслав Локтев занимался анализом пропорций в работах Палладио, Микельанджело и Вмньолы.
Там ведь самое главное- найти в здании собственно основные пропорционируемые элементы, понять что принимать за главные элементы и выделить их от второстепенных.

У Локтева также была интересная теория Контрапоста в живописи, скульптуре и архитектуре.
На основе творчества Микельанджело.
Как пропорции человеческой фигуры отражаются в архитектуре.
Понятно, что он взял Микельанджело, для которого скульптура была первична, а архитектурой занялся потом.
Была также статья по пропорционированию уБернини и Борромини.

кстати, подобный Контрапост нашелся в живописи в многофигурных композициях Веронезе(который был по образованию архитектор).

Книги вроде бы В.Локтев не написал, однако много публиковал статей в Архитектуре СССР, Декоративном искустве,приложении к Строительнрой газете "Архитектура"(такой большой листок выходил в Москве в 1970-80 годы) и в Строительстве Москвы.

Reply | Parent | Thread