?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

ЦП ОАО РЖД., 1933-1936 арх. И. А. Фомин. Москва, ул. Н. Басманная, 5

« previous entry | next entry »
Dec. 18th, 2006 | 03:31 pm
posted by: r_9 in ru_sovarch

im_001


Центральная поликлиника ОАО «РЖД» расположена в Басманной слободе, в самом начале Новой Басманной улицы. Место это знаковое - здесь, недалеко располагались трагически утраченные Красные ворота (фото 1910-х гг.), ряд других важных гражданских и культовых построек. Автор здания поликлиники - академик Иван Александрович Фомин, который на рубеже 1920-х 1930-х гг. осваивал новые приемы и формы в архитектуре. Поликлиника решена в строгом ключе, с характерными для архитектуры советского авангарда мотивами , что (скорее всего в представлении Ив. Фомина) отвечало задаче решения не парадного, чисто функционального здания. Постройка занимает трапециевидной формы площадку и состоит из 3-х прямоугольных корпусов с характерными полуциркульными в плане завершениями с торцов. Велика площадь остекления - помещения наполняются светом сполна. Это стало возможным благодаря применению каркасной конструктивной схемы. Простенки были окрашены в контрастный к окраске стен цвет, что зрительно объединяло проемы в горизонтальные ленты. Объемы поликлиники соединяются между собой под легкими углами, что, видимо объясняется частичным использованием конструкций существовавших здесь построек быв. Житного двора. При осмотре со стороны Новой Басманной можно отметить, что объемная композиция разрешается в виде своего рода курдонера с различными по длине бортами - здание как бы "обнимает" внутренний двор: наиболее протяженный корпус-перемычка отнесен в глубь участка, торцы, как уже отмечалось, зрительно смягчены скругленными завершениями. Важно, что закругленные части расположены ортогонально друг к другу - таким образом возникает масса интересных динамичный ракурсов. Это мягкая, открытая, приглашающая композиция, не сравнимая по эффекту с вытянутыми вдоль улицы парадными фасадами-"стенами" - это новый, свободный подход к решению городского пространства.
Простые объемы поликлиники кое-где слегка раскрепованы, здание объединено общим тоненьким карнизом с небольшими "сухариками" - видимо, он появился из-за желания зрительно обозначить, отсечь верх - дифференцировать верх и низ, решенный в виде подсечки на круглых в сечении столбах с простыми конструктивными капителями (встречаются и спаренные колонны - один из частых приемов в архитектуре Ивана Фомина).
Лестничные клетки закруглены в плане и остеклены вертикальными лентами, асимметрично поставленными и окаймленными простыми по профилю тягами. Один из фасадов, обращенный во двор решается автором с применением двух длинных ленточных балконов в уровне второго и четвертого этажей, между которыми заключена застекленная лоджия на 3 окна. Один из боковых корпусов, выходящих почти на красную линию улицы имеет угловые окошки, что дополнительно подчеркивает каркасную конструкцию.
Мне повезло и я успел заснять поликлинику ранним утром, когда она еще была освещена изнутри ярким электрическим светом. В такие моменты авангардная архитектура просто бесподобна.

Посмотреть здание на карте Москвы




Общий вид. Динамично раскрывающийся двор-курдонер.
im_001




Фрагмент фасада. Объем, выходящий на красную линию улицы.
im_002




im_003




Фрагмент фасада. Угловые окошки. Лестничные клетки.
im_004








Извините за не слишком хорошее качество фото: снималось в спешке, без штатива. :)
Старое фото Красных ворот с сайта: http://planetam2006.narod.ru/Projekt/OldMoscow/OM001.htm
Дневные фотографии с сайта: http://www.cprzd.ru/
Очень благодарен romodin за информацию о постройке.

Фото и текст А. Г. Стругач - 2006
Спасибо за внимание!

Link | Leave a comment |

Comments {27}

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Dec. 19th, 2006 05:01 am (UTC)
Link

Жолтовский конечно использовал Палладио, но у него была своя очень интересная теория органического развития формы.
Он её как бы "высмотрел" у Палладио, но думаю итальянец был бы сильно удивлен, если бы услышал про "статическое начало" и "динамику масштаба в подчиненных частях", а также что здание подобно растению, а в каждом городе есть статический элемент(:-).

У меня сложилось впечатление что Жолтовский сам несколько стеснялся своей теории, как малосовместимой с материализмом и советской идеологией, и проводил её подспудно, никогда до конца не формулируя, тем более в печати.

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Dec. 19th, 2006 12:10 pm (UTC)
Link

Читал я в свое время одну статейку в книге "Традиции симметрии в архитектуре", которая была как раз посвящена теории "Архитектурного организма" И. В. Жолтовского. С этой теорией, действиетльно, разобраться непросто, так как мысли автора появлялись в различных изданиях фрагментами. Вообще, судя по воспоминаниям некоторых архитекторов, учившихся у Жолтовского на рубеже 1910-х...1920-х гг. (в. т. ч. К. С. Мельникова и Ладовского), к Жолтовскому на его беседы (а он именно так и вел все свои занятия) приходили слушать не о том "как надо проектировать", а о выявлении художественных особенностей и закономерностей выдающихся произведений архитектуры. Мельников в своих воспоминаниях подчеркивал, что Жолтовский "не пытался передавать им (ученикам) свои архитектурные симпатии", а учил прежде всего анализу памятников архитектуры. Жолтовский не ограничивался стенами ВУЗа и мастерской Моссовета, а часто, когда учебного времени не хватало, звал студентов также и к себе домой и вел лекции и беседы там. Так что, видно, вся его теория осталась не на бумаге, а просто жила в тех самых беседах, постоянно приобретая какие-то новые стороны.
Надо будет выложить сюда какие-нибудь статьи о теоретической деятельности Жолтовского. Тема очень интересная.
Жолтовский, кстати, на протяжении многих лет (справедливо) чувстовал ответственность, которую на него возлагало молодое поколение архитектуров. Например, в 1910-е гг. студенты МУЖВЗ издали некий манифест, в котором требовали приглашения на роль преподавателей И. Жолтовского, В. Щуко, М. Перетятковича, И. Фомина, короче, мастеров русской нео-классики. Не меньшая ответственность легла на Жолтовского и на рубеже 1920-х...1930-х гг., только тогда было уже потруднее.

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Dec. 19th, 2006 01:15 pm (UTC)
Link

Есть кника1953 года "мастера советской архитектуры" 2 том изд-во Киев. Там многи статей Жолтовского причем полностью а не в отрывках как в более позднем московском двухтомнике.
Теория действительно интересная, но когда я пытался сравнить её с 6 принципами Фомина (и опубликовал такую статью в трудах Академии в 81 году) пришелк выводу что идеи Жолтовского хараткерны для ренессансных по типу архитектурных эпох, в то время как идеи Фомина для классицистических. Ну это отдельная тема.
Вроде у В.Локтева что-то было по поводу идей Жотовского в пропорционировании -интересное,в статьяхЛоктева начала 80-х годов.
Локтев у него кажется в юности учился.

Я с Локтевым немного переписывался и ездил даже в Москву с ним встречаться, в 2 Колобовском переулке он жил.Не знаю жив ли сейчас.

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Dec. 20th, 2006 09:30 am (UTC)
Link

Вот, у меня как раз более поздний московский двухтомник - там все очень отрывочно. Из-за этого мысли проследить довольно трудно. Кстати, там, в киевском варианте 1953 г., вероятно, есть и полные тексты Ивана Фомина? Это было бы тоже любопытно почитать.
Было бы интересно взглянуть на Вашу статью 1981 г. А у Вас её нет в электронном виде?
Насчет Локтева - надо будет поискать. Что-то мне его работы на глаза на попадались. Впрочем, я специально в этом направлении не искал.

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Dec. 20th, 2006 09:40 am (UTC)
Link

Да, там всего 5 архитекторов: В.Веснин, И.Жолтовский,И.Фомин, В.Щуко и Г.Гольц.

В электорнном виде мои статьи из сборников Академии надо бы отсканировать(их было всего 4 или 5).
Там и с рисунками тоже.
Может в праздники займусь

Reply | Parent | Thread

Владимир

Вячеслав Локтев

from: atrey
date: Dec. 20th, 2006 09:54 am (UTC)
Link

Вячеслав Локтев занимался анализом пропорций в работах Палладио, Микельанджело и Вмньолы.
Там ведь самое главное- найти в здании собственно основные пропорционируемые элементы, понять что принимать за главные элементы и выделить их от второстепенных.

У Локтева также была интересная теория Контрапоста в живописи, скульптуре и архитектуре.
На основе творчества Микельанджело.
Как пропорции человеческой фигуры отражаются в архитектуре.
Понятно, что он взял Микельанджело, для которого скульптура была первична, а архитектурой занялся потом.
Была также статья по пропорционированию уБернини и Борромини.

кстати, подобный Контрапост нашелся в живописи в многофигурных композициях Веронезе(который был по образованию архитектор).

Книги вроде бы В.Локтев не написал, однако много публиковал статей в Архитектуре СССР, Декоративном искустве,приложении к Строительнрой газете "Архитектура"(такой большой листок выходил в Москве в 1970-80 годы) и в Строительстве Москвы.

Reply | Parent | Thread