?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

ЦП ОАО РЖД., 1933-1936 арх. И. А. Фомин. Москва, ул. Н. Басманная, 5

« previous entry | next entry »
Dec. 18th, 2006 | 03:31 pm
posted by: r_9 in ru_sovarch

im_001


Центральная поликлиника ОАО «РЖД» расположена в Басманной слободе, в самом начале Новой Басманной улицы. Место это знаковое - здесь, недалеко располагались трагически утраченные Красные ворота (фото 1910-х гг.), ряд других важных гражданских и культовых построек. Автор здания поликлиники - академик Иван Александрович Фомин, который на рубеже 1920-х 1930-х гг. осваивал новые приемы и формы в архитектуре. Поликлиника решена в строгом ключе, с характерными для архитектуры советского авангарда мотивами , что (скорее всего в представлении Ив. Фомина) отвечало задаче решения не парадного, чисто функционального здания. Постройка занимает трапециевидной формы площадку и состоит из 3-х прямоугольных корпусов с характерными полуциркульными в плане завершениями с торцов. Велика площадь остекления - помещения наполняются светом сполна. Это стало возможным благодаря применению каркасной конструктивной схемы. Простенки были окрашены в контрастный к окраске стен цвет, что зрительно объединяло проемы в горизонтальные ленты. Объемы поликлиники соединяются между собой под легкими углами, что, видимо объясняется частичным использованием конструкций существовавших здесь построек быв. Житного двора. При осмотре со стороны Новой Басманной можно отметить, что объемная композиция разрешается в виде своего рода курдонера с различными по длине бортами - здание как бы "обнимает" внутренний двор: наиболее протяженный корпус-перемычка отнесен в глубь участка, торцы, как уже отмечалось, зрительно смягчены скругленными завершениями. Важно, что закругленные части расположены ортогонально друг к другу - таким образом возникает масса интересных динамичный ракурсов. Это мягкая, открытая, приглашающая композиция, не сравнимая по эффекту с вытянутыми вдоль улицы парадными фасадами-"стенами" - это новый, свободный подход к решению городского пространства.
Простые объемы поликлиники кое-где слегка раскрепованы, здание объединено общим тоненьким карнизом с небольшими "сухариками" - видимо, он появился из-за желания зрительно обозначить, отсечь верх - дифференцировать верх и низ, решенный в виде подсечки на круглых в сечении столбах с простыми конструктивными капителями (встречаются и спаренные колонны - один из частых приемов в архитектуре Ивана Фомина).
Лестничные клетки закруглены в плане и остеклены вертикальными лентами, асимметрично поставленными и окаймленными простыми по профилю тягами. Один из фасадов, обращенный во двор решается автором с применением двух длинных ленточных балконов в уровне второго и четвертого этажей, между которыми заключена застекленная лоджия на 3 окна. Один из боковых корпусов, выходящих почти на красную линию улицы имеет угловые окошки, что дополнительно подчеркивает каркасную конструкцию.
Мне повезло и я успел заснять поликлинику ранним утром, когда она еще была освещена изнутри ярким электрическим светом. В такие моменты авангардная архитектура просто бесподобна.

Посмотреть здание на карте Москвы




Общий вид. Динамично раскрывающийся двор-курдонер.
im_001




Фрагмент фасада. Объем, выходящий на красную линию улицы.
im_002




im_003




Фрагмент фасада. Угловые окошки. Лестничные клетки.
im_004








Извините за не слишком хорошее качество фото: снималось в спешке, без штатива. :)
Старое фото Красных ворот с сайта: http://planetam2006.narod.ru/Projekt/OldMoscow/OM001.htm
Дневные фотографии с сайта: http://www.cprzd.ru/
Очень благодарен romodin за информацию о постройке.

Фото и текст А. Г. Стругач - 2006
Спасибо за внимание!

Link | Leave a comment |

Comments {27}

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Dec. 18th, 2006 04:26 pm (UTC)
Link

Интрересно что действительно часто объемная композиция масс здания лучше прочитывается в сумерках, когда не мешает светотень и детали. Я несколько раз замечал, что самый верный способ найти удовлетворяющую композицию масс проектироуемого здания- это придти на участок в сумерках, тогда многое понятнее чем при ярком дневном освещении.
Как раз в это время конца 20-х начала 30 Фомин осваивал закругленные формы конструктивизма- например интересны два его проекта -конкурсный проект Академии им Фрунзе с гигантским полукруглым корпусом в середине, и проект наркомата путей сообщения(кажется) весь из закругленных корпусов разного радиуса.

Аннотация приведенная в посте написана очень внимательно и толково.

Интересно, что подобную композицию из двух повернутых друг к другу под углом 90 градусов полукруглых торцов разрабатвал тогда же и Иофан, т.е люди внешние по отношению к философии конструктивизма..

"Правоверные конструктивисты"(термин Фомина)наверно бы не стали делать такую дисимметрию, а следали бы полностью асимметричную композицию.

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Dec. 18th, 2006 07:00 pm (UTC)
Link

Спасибо!

Хорошее наблюдение насчет взаимодействия здания и света. Яркий свет, без сомнения очень обостряет пластику. Отдельная непростая тема в этом смысле - здание с внешней подсветкой фасадов: здесь тоже стоит искать решения, только уже не только в массах, но и в деталях. Ну и, конечно, существенно проявляется при наружной подсветке качество фасадных работ (всякие волнистые стены и неровные углы).

Насчет Иофана - отличный пример. Он вообще здорово воспринимал влияния не только со стороны архитектурного авангарда, но и даже со стороны левого искусства. Чего стоит только его соверешнно супрематический павильон СССР 1937 г. А о соавторстве с верным последователем Малевича Суетиным я уже и не говорю - они совместно создавали выставочные интерьеры, явившиеся живым воплощением малевичевских архитектонов (особенно - в деталях: стенды, вазы, лестницы, подиумы, трибуны).

Насчет действий "правоверных конструктивистов" - согласен - они часто давали вообще одну и ту же схему - прямоугольный корпус, по бокам которого разнесены прямоугольная и закругленная в плане формы. Это тогда стало просто настоящим штампом. Зданий с такой или примерно такой композицией фасадов можно отыскать очень много. А вот Фомин здесь дал композицию посложнее. Это факт.

Reply | Parent | Thread

Владимир

(no subject)

from: atrey
date: Dec. 18th, 2006 07:34 pm (UTC)
Link

Главное что композиция Фомина уравновешена вокруг пространства, чего обычно нет у конструктивистов.

И очень толковое рассуждение автора заметки, что две полукруглых формы развернутые друг к другу- взаимодействуют интереснее, чем если они были бы направлены в одну сторону.

Тут некая музыкальность(двойная тема-как бы фуга).
музыкальнось вообще свойственна Фомину(например в особняке Половцова на Каменном острове все колонны стоят с разными интервалами)

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Dec. 18th, 2006 09:08 pm (UTC)
Link

О, насчет музыкальности, это интересно замечено! Действительно, у Фомина частенько встречаются настоящие контрапункты и импровизации.

Reply | Parent | Thread

Алексей Петухов

(no subject)

from: conservateur
date: Jan. 4th, 2007 02:55 pm (UTC)
Link

Извините за запоздалое вторжение :-)

Анализ пластического решения и особенно интерьеров иофановского павильона в Париже именно в контексте "выживания" элементов супрематической эстетики приведен в статье Н.С. Степанян (кажется!) в "Вопросах искусствознания" № 1-2 за 1995 год. Действительно, тема многообещающая и не до конца раскрытая...

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Jan. 5th, 2007 11:02 pm (UTC)
Link

Интересно, Спасибо! Если вдруг попадется на глаза это издание надо будет полюбопытствовать. А я лично осознал этот момент (насчет "выживания"), когда подробнее изучил творчество замечательного русского художника и декоратора Суетина. У меня несколько лет назад появилась книга, собранная и изданная его семьей. Там есть масса эскизов и макетов с супрематическими интерьерами. Естественно, про павильон там много.

Reply | Parent | Thread