?

Log in

No account? Create an account

ru_sovarch

В какие цвета покрасить Москву

« previous entry | next entry »
May. 15th, 2011 | 03:36 pm
posted by: paulkuz in ru_sovarch

Первыми еще в 1924 г. необычную идею окрасить город в определенные цвета предложили архитекторы-рационалисты из АСНОВА (АСсоциации НОвых Архитекторов). Они хотели создать урбанистическую цветовую среду с помощью "окраски зданий в масштабе всего города". Основной единицей цветовой структуры они считали улицу, а не здание. В первом и единственном выпуске "Известий АСНОВА" (№1 за 1926 год) цветовое единство фасадов социалистического строительства противопоставляется "анархокапиталистическому" разнобою.

Следующая попытка была сделана в 1929 году трестом "Малярстрой". Художник Л.Антокольский от имени треста внес на рассмотрение Моссовета "Проект плановой окраски Москвы", он писал: "Каждая площадь должна согласовываться как единый архитектурный ансамбль, имеющий определенный цвет". План окраски города должен был подчиняться градостроительному плану большой Москвы.

При окраске следовало учитывать особенности цветовосприятия городской среды человеком (т.е. как влияет цвет на организм человека, удобство движения и ориентирования в городе) - идея крайне важная для архитекторов-рационалистов во главе с Николаем Ладовским.

 окраска_Москвы_районный_вар 
Проект плановой окраски Москвы по районам (трест "Малярстрой", 1929 год, реконструкция А.Ефимова 1970-х годов).  Обратите внимание на то, что внутри одного района насыщенность цвета варьируется от "ядра" района к его периферии.


 окраска_Москвы_поясной_вар 
Поясной вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)

 окраска_Москвы_артериальный_вар 
Артериальный вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)


Окраску предполагалось производить "стойкими красителями", а финансирование работ должно было идти за счет "налога на наружную окраску" с одновременным запретом на самочинную перекраску фасадов домоуправлениями зданий.

Было предложно три варианта окраски: по районам, по поясам-кольцам и по транспортным артериям. Возможный финальный вариант, скорее всего, стал бы их комбинацией. Антокольский делал оговорку, что в пределах одного цвета можно и нужно использоввать бесчисленное количество оттенков в завиимости от особенностей каждого здания. "Целые десятки улиц в Москве представляют собой бессистемный разнобой архитектурных форм и только посредством плановой окраски можно придать им живописный характер".

Для проработки вопроса создали комиссию, в которую вошли и представители АСНОВА. Им поручили сделать экспериментальный проект для отдельного участка Москвы. В качестве пилота они выполнили проект цветового решения Мясницкой улицы. И якобы работы по колористической отделке зданий в разных районах Москвы начали 1931 году (правда, документальных подтверждений этого у меня нет). Но действия не были согласованы друг с другом и сами работы были низкого качества. А потом, как известно, не стало ни "Малярстроя", ни АСНОВА, и все тихо умерло. Такая вот история.

Этот пост написан с использованием статьи А.Ефимова "Формирование цветовой среды города" (журнал "Архитектура СССР", №9 за 1978 год, стр. 7-9) , за что автор поста благодарен лично А.Ефимову, тресту "Малярстрой" и архитекторам АСНОВА.

Link | Leave a comment | Share

Comments {23}

Дмитрий Горелышев

(no subject)

from: gdmitry
date: May. 15th, 2011 06:46 pm (UTC)
Link

Вот это класс.

Reply | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: May. 15th, 2011 07:20 pm (UTC)
Link

Интересный материал, спасибо. Колористическая унификация фасадов была присуща русскому классицизму: желтая стена с белыми деталями. Трудно представить, как бы внедрение этой идеи АСНОВА выглядело у нас на практике. Хотя идея разработки готовых цветовых схем в своей основе совершенно здравая. Вот только оттенки - негодное средство для этого. Кстати, еще можно предложить вариант - вести окраску по историческим стилям зданий.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 08:12 pm (UTC)
Link

Идея цветого единства, на мой взгляд, очень рационалистская - с его повышенным интересам к проблемам пространства и психологии восприятия, хотя и абсолютно нереалистичная с точки зрения воплощения.
А говоря о стилях, вы имеет ввиду, вероятно, архитектурные стили или просто хронологические периоды?

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: May. 16th, 2011 09:39 am (UTC)
Link

Да, архитектурные стили.

Reply | Parent | Thread

George

(no subject)

from: carlbat
date: May. 16th, 2011 09:18 am (UTC)
Link

Окраска по историческим стилям - вполне приемлемое решение, куда более детальное и щадящее главное - саму архитектуру.

Reply | Parent | Thread

professor_kosmogluck

(no subject)

from: kosmogluck
date: May. 15th, 2011 07:55 pm (UTC)
Link

Идея с оттенками скорее всего принадлежит Хиннерку Шеперу, руководителю мастерской настенной живописи Баухауза, члену проектной бригады "Малярстроя" с 1929 г.
См. его статьи в "Малярном деле", особенно "Архитектура и цвет" в 1, 1930
Антокольский здесь следует его наработкам

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 08:16 pm (UTC)
Link

Оч. круто! Спасибо, не знал, что Баухауз и сюда проник! И вы абсолютно правы, в статье в "Архитектуре СССР" были ссылки на публикации в журнале с несексуальным названием "Малярное дело" то ли за 1930, то ли за 1931 года (завтра номер и год уточню).

Reply | Parent | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 08:37 pm (UTC)
Link

Оказывается, именно Шепер предложил цветовое решение ячеек в доме Наркомфина! Никогда не обращал внимания на этот факт. Очень с толком он провел два года в Москве (1929-31).

Reply | Parent | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 16th, 2011 08:12 am (UTC)
Link

В статье есть ссылки на "Малярное дело" №3 за 1931 год, там было опубликовано два материала:
- Проект плановой окраски Москвы, предложенный Малярстроем;
- Протокол совещания при Управлении строительного контроля по вопросу о плановой окраске Москвы от 22 декабря 1929 г.

Reply | Parent | Thread

prussak

ehre wem ehre gebührt

from: prussak
date: May. 15th, 2011 08:23 pm (UTC)
Link

с 1921 года в городе магдебурге подобными решениями, но не по районам, а по жилмассивам и отдельным улицам занимался бруно таут.
в 1924 году в городе бреслау уже существовали районные цветовые планы и цветовые уполномоченные. одним из них, кстати, был ганс шарун, профессор тамошней академии искусств и ремёсел.
оба восходят как минимум к 1915 году, к "основам градостроительства" штайнмеца

Reply | Thread

paulkuz

Re: ehre wem ehre gebührt

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 08:34 pm (UTC)
Link

Спасибо за факты, Бруно Таут, конечно, мастер цвета в архитектуре! (Когда я писал о первых предложениях, то имел ввиду Москву, не весь мир).

Reply | Parent | Thread

prussak

Re: ehre wem ehre gebührt

from: prussak
date: May. 15th, 2011 09:07 pm (UTC)
Link

вы в первом же предложении пишете о "необычной идее". между тем, в гамбурге в 1920е годы существовало общество "цветной город", посвящённое именно оцветнению городов. они собирали примеры со всех концов германии и рассылали передвижные выставки, чтобы распространять передовой опыт. они пользовались успехом далеко за пределами "необычности", так что можно ожидать, что немецкий архитектор, в конце 20х работавший в москве, с их материалами был как минимум шапочно знаком, и мог послужить передатчиком идеи. не менее возможно и то, что, при тогдашнем интенсивном обмене проектами и идеями между германией и россией, и сами советские архитекторы могли захотеть попробовать нечто подобное.

Reply | Parent | Thread

paulkuz

Re: ehre wem ehre gebührt

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 09:11 pm (UTC)
Link

Вы знаете, пост я писал от своего имени, а не от имени советских архитекторов 20-х годов и по-прежнему считаю, что это идея, как минимум, необычна ))

Edited at 2011-05-15 09:12 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

domety

(no subject)

from: domety
date: May. 15th, 2011 10:09 pm (UTC)
Link

Хе-хе: бордовая Пресня, синее Измайлово, жёлтая Застава Ильича, оранжевая Шаболовка...

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 15th, 2011 10:14 pm (UTC)
Link

а ведь и точно!

Reply | Parent | Thread

Элдхэнн

(no subject)

from: eldhenn
date: May. 16th, 2011 02:36 am (UTC)
Link

Да, почти. Интересно, это случайное совпадение?

Reply | Parent | Thread

domety

(no subject)

from: domety
date: May. 16th, 2011 10:37 am (UTC)
Link

Похоже, что не случайно. Когда строили первую очередь (Сокольническую + зачаток Филёвской) схему сделали, понятное дело, красной. При запуске второй очереди схема была раскрашена в три элементарных цвета (красный, синий, зелёный), совпадение с данной схемой присутствовало лишь на отрезке Бауманская - Электрозаводская, так что судить тоже сложно. Но когда стали тянуть продолжение Горьковско-Замоскворецкой, Филёвскую, Калужскую и т. д., рисуя схемы, явно держали в голове этот проект.

Reply | Parent | Thread

Элдхэнн

(no subject)

from: eldhenn
date: May. 16th, 2011 02:35 am (UTC)
Link

Занятная идея.

Reply | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: May. 16th, 2011 08:00 am (UTC)
Link

Первая ассоцияация - без прочтения, просто глядя на верхнюю иллюстрацию - схема метро московского.


Материал очень любопытный. Спасибо.

Reply | Thread

paulkuz

(no subject)

from: paulkuz
date: May. 16th, 2011 08:14 am (UTC)
Link

Точно, сам не обратил внимание, спасибо товарищам по Сети - подсказали))
Неужели цветовой выбор для линий метро идет аж с тех времен? Это не может быть простым совпадением.

Reply | Parent | Thread

И флаг мне в руки!

(no subject)

from: cocomera
date: May. 16th, 2011 08:23 am (UTC)
Link

насколько я понимаю цвета более или менее закрепились за линиями где-то во второй половине 1950-х. Возможно, кто-то, проектировавший первые цветные схемы и изучал сей вопрос или просто руководствовался теми же принципами, что и АСНОВА

Reply | Parent | Thread

Уми

(no subject)

from: umitorio
date: May. 16th, 2011 08:08 am (UTC)
Link

Очень интересно, спасибо.

Reply | Thread

Хэй Хо!

(no subject)

from: hei_ho
date: May. 17th, 2011 08:33 am (UTC)
Link

Свежих идей к предыдущим комментаторам не добавлю, но от себя скажу: "Огромное спасибо за материал!"

Reply | Thread