?

Log in

ru_sovarch

"Рабочий и колхозница" и Советский павильон на Всемирной выставке 1937г. в Париже.

« previous entry | next entry »
Jun. 26th, 2010 | 07:21 pm
posted by: thayis in ru_sovarch



Не так давно в Музее архитектуры им. Щусева прошла выставка, посвященная павильону СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Этот павильон, который проектировал Б.М.Иофан, известен в первую очередь скульптурой В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница", ставшей одним из символов советского искусства.
Идея увенчать павильон скульптурой принадлежала Б.Иофану. Она уже была опробована архитектором при проектировании Дворца Советов. Вообще архитектура павильона стала развитием образов и приемов Дворца, которые захватили Иофана. Почти во все свои проекты, выполненные после 1933 года, Иофан вводил скульптуру, которая служила у него для развития и конкретизации архитектурной идеи. Объединение скульптуры с архитектурой после публикации проекта Дворца Советов настолько проникла в сознание архитектурной общественности, что участники конкурса проекта Парижского павильона в 1935-1936 годы (Б.М.Иофан, В.А.Щуко с В.Г.Гельфрейхом, А.В.Щусев, К.С.Алабян с Д.Н.Чечулиным, М.Я.Гинзбург, К.С. Мельников) почти все исходили из "однообъектпого" объединения архитектуры со скульптурой. Известный исследователь истории советской архитектуры А.А.Стригалев отмечает, что в начале 1930-х годов прием увенчания здания скульптурой воспринимался как композиционная находка, специфичная для новой направленности советской архитектуры.


Проект Б.Иофана.


Проект В.Щуко, В.Гельфрейха.


Проект А.Щусева.


Проект К.Алабяна, Д.Чечулина.


Проект М.Гинзбурга.


Проект К.Мельникова.




Эскизы Иофана.

На скульптуру, венчающую павильон, также был объявлен конкурс. Иофан в своем эскизе дал лишь самый общие черты предполагаемой статуи, определив ее тему и основное направление композиционных поисков. Кроме общей композиции задавались также размеры и примерные пропорции скульптурной группы и ее материал - статуя занимала около трети всей высоты здания и должна быть выполнена из металла (первоначально Иофан планировал выполнить ее из дюралюминия, но П.Н.Львов, видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования - убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, причем соединяемую не с помощью заклепок, а путем сварки). Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс. Для участия в нем были привлечены В.А.Андреев, М.Г.Манизер, В.И.Мухина, И.Д.Шадр. В октябре 1936 года состоялся просмотр проектов.


Эскиз Б.Иофана и проект В.Мухиной.


Проект В.Андреева.


Проект М.Манизера.


Проект И.Шадра.

После некоторых доработок 11 ноября 1936 года проект В.Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале. Сооружением статуи было занято 160 человек, и во время сборки ее на заводском дворе с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы в 15 метров работа шла в три смены. Гигантский труд сплоченного коллектива скульпторов, инженеров и рабочих увенчался успехом. Уникальная статуя из хромоникелевой стали была собрана в рекордно короткий срок.


Дружеский шарж мастерской Иофана.



Главным французским сооружением на выставке являлся Дворец Шайо, возводимый на холме Трокадеро. Ниже и слева на берегу Сены, на набережной Пасси, был выделен узкий, вытянутый прямоугольный участок для павильона СССР, а напротив него, через площадь Варшавы, - примерно такой же прямоугольник для павильона Германии. Издали, с противоположного берега Сены, вся эта композиция с Дворцом Шайо в центре и несколько вверху и павильонами СССР и Германия по флангам воспринималась как своего рода планировочное отражение социально-политической ситуации в тогдашней Европе.


Общий вид павильона.


Разрез.

Павильон СССР должен был стать экспонатом, причем наиболее впечатляющим и сильно воздействующим на воображение. Его предполагалось создать из натуральных материалов. Это не только отвечало девизу выставки "Искусство и техника в современной жизни".


Чертеж раскладки блоков облицовочного мрамора.
Торжественному облику павильона способствовало и продуманное использование цвета. Цоколь павильона был облицован мрамором цвета порфира, стилобат - красным шроненским, а центральный входной пилон - газганским мрамором, причем облицовка этим мрамором начиналась со сравнительно темных, коричнево-оранжевых тонов, затем переходила в золотистые, цвета слоновой кости и заканчивалась наверху при подходе к статуе голубовато-дымчатыми тонами, хорошо сочетающимися с серебристым цветом металла скульптуры.

Главное же, что за этими броскими формами триумфального, по выражению Иофана, здания, скрывалась достаточная бедность экспозиции. Нам еще почти нечего было показывать, кроме диорам, фотографий, макетов, красочных панно. Последний, 4-й, завершающий зал павильона вообще был пустым: в середине стояла большая статуя Сталина, а на стенах располагались плоские панно.


Интерьер одного из залов.

Естественно поэтому, что повышались требования к выразительности павильона, демонстрировавшего вполне реальные и достаточно выразительные достижения советского зодчества.


Павильон был не единственным сооружением СССР на выставке. Проект кинотеатра.

Советский павильон и павильон Германии находились на набережной Сены друг против друга. В.Мухина вспоминала, что в процессе строительства выставочных сооружений "немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко".


Павильон Германии и СССР напротив друг друга. Вид с холма Трокадеро.


Вид на Советский павильон сквозь германский.


Советский павильон.

На парижской выставке "Экспо-37" советский павильон получил Гран-при, разделив его с Германией. Кроме того, гран-при был вручён А.Шпейеру за проект оформления территории съездов НСДАП. Ещё одним гран-при был отмечен советский паровоз серии ИС.

Наибольшее впечатление на посетителей выставки произвела конечно статуя "Рабочий и колхозница". Пикассо восхищался тем, как найден материал - нержавеющая сталь, как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Франс Мазерель - известный французский график - признавался: "Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней". "Рабочий и колхозница" стали тогда символом Страны Советов, символом будущего.

Источник

PS: Вот проект Иофана павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Никаких премий он уже не получил и такого восторга не вызвал.

Link | Leave a comment | Share

Comments {16}

alioshap

(no subject)

from: alioshap
date: Jun. 26th, 2010 04:53 pm (UTC)
Link

Черт и как я упустил.
В Щусева всегда были такие тухлые и пустые бессмысленные выставки.
Надеюсь с новым директором это прекратиться.

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 26th, 2010 05:00 pm (UTC)
Link

ну нам тогда повезло, экскурсию провела Ирина Чепкунова, куратор выставки. очень интересные были эскизы Иофана, а на первой фотографии - авторская копия Мухиной, а если даже приглядется, на заднем плане вариант иофановской скульптуры, выполненной в его мастерской:)

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 26th, 2010 08:48 pm (UTC)
Link

не за что, давно собиралась написать:)

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jun. 27th, 2010 07:45 pm (UTC)
Link

"...проект Иофана павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Никаких премий он уже не получил и такого восторга не вызвал".

Однако же он был принят к реализации. Об этом тоже стоит помнить.

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 27th, 2010 07:57 pm (UTC)
Link

Да конечно был, все-таки образ достаточно выразительный, но такого эффекта, может быть именно художественного, он не произвел.

А именно об этом писали очевидцы, посетители выставки. Того синтеза архитектуры и скульптуры тут уже не получилось, здесь скульптура подчинена. Кстати для этого павильона В.Мухина тоже предлагала своего рабочего со звездой, но выбрали другую скульптуру.

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jun. 28th, 2010 04:07 pm (UTC)
Link

"...проект Иофана павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года. Никаких премий он уже не получил и такого восторга не вызвал".

Конкурс на проект павильона Нью-йоркской выставки 39 года все-таки был, хотя сведений о нем мало. Участвовали Алабян, В. Веснин, Иофан, Левинсон, Фомин. Иофан впоследствии писал: "Из ряда проектов, представленных на конкурс, был отмечен проект Алабяна, а мой принят для дальнейшей разработки".

"Того синтеза архитектуры и скульптуры тут уже не получилось, здесь скульптура подчинена"

Во всех проектах нью-йоркского павильона скульптура "подчинена". Нельзя всё время эксплуатировать одну и ту же идею, все это понимали и Иофан то же. Мне кстати реализованный павильон 39-го года больше нравится. Кольцевая схема экспозиции - более интересный прием. И внутренний дворик очень хорош.

"Да конечно был, все-таки образ достаточно выразительный, но такого эффекта, может быть именно художественного, он не произвел. А именно об этом писали очевидцы, посетители выставки".

Эйгель приводит слова Томаса Манна: "Русский павильон произвел на меня приятное впечатление. Это внушительное и величавое сооружение. Я полагаю, что это одно из прекраснейших, возможно самое прекрасное здание на выставке".

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jun. 28th, 2010 04:41 pm (UTC)
Link

"Кстати для этого павильона В.Мухина тоже предлагала своего рабочего со звездой, но выбрали другую скульптуру".

Интересный вопрос, почему Иофан охладел к Мухиной после Парижской выставки. Популярность "Рабочего и колохозницы" была очень велика, авторство приписывалось обычно только Мухиной, хотя статую придумал и нарисовал он. Может быть, поэтому? Мухина даже писала в 38 году специальное опровержение в "Архитектурную газету", где подчеркивала роль Иофана. Неспроста это. Ну что же, такова цена "огранического синтеза".

И не лукавство ли заключено в следующих словах Бориса Михайловича: "...вы спрашиваете, почему я не захотел отвлечься на издание почтовой открытки с парижским павильоном? Мухина более, чем талантливый художнин, но она все еще живет нашим недавним успехом в Париже. Меня же заботит будущая работа, по сравнению с которой Париж и Нью-Йорк только эксперименты для главного!" (Эйгель. Кремень и кресало", http://vivovoco.rsl.ru/VV/ARTS/MUKHINA/EUGUEL.HTM)

Reply | Parent | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 28th, 2010 07:18 pm (UTC)
Link

"...Только эксперименты в синтезе искусств!" (это продолжение Вашей цитаты Иофана). Конечно Париж и Нью-Йорк были определенными этапамина пути к Дворцу Советов, но если говорить о полноправном синтезе искусств, то парижский павильон во-многом выигрывает (это конечно же только моё мнение). Мухина была очень талантливым скульптором, экспрессивным.
Естественно, архитектор понимает синтез по-своему (с главенством архитектуры), а скульптор по-своему (архитектура как постамент для скульптуры). В парижском павильоне они выступили на равных, видимо это не особо понравилось Иофану (во многом от того, что восторженные отзывы касались "Рабочего и колхозницы").

Если говорить про архитектурное решение нью-йоркского павильона, то он действительно очень интересен (я о нем только что написала:)))

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jun. 28th, 2010 07:46 pm (UTC)
Link

Если уж быть точным, то Иофану навязали завершение ДС статуей, он долго не мог принять этого, он-то предполагал поставить небольшую скульптуру эксцентрично на продольной оси здания. Неизвестно кому принадлежала идея, чтобы ДС представлял собой "вид пьедестала для скульптуры", но это привело к серьезной переработке иофановского проекта, победившего во 2-ом открытом конкурсе. Щуко и Гельфрейх вроде первыми поставили статую по вертикальной оси, потом появилось решение увеличить ее масштаб, ДС стал выдвигаться как телескоп, резко усложились все конструктивные проблемы.

Reply | Parent | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 28th, 2010 08:06 pm (UTC)
Link

на самом деле еще на первом этапе конкурса ДС бывший учитель Иофана итальянский архитектор Армандо Бразипи представил проект, где предлагалось все сооружение завершить статуей Ленина. "Такая идея увлекла многих, и специально созданный совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР после проведения закрытых конкурсов в 1930-х годах, когда проект Иофана был принят за основу, особым постановлением от 10 мая 1933 года утвердил следующее положение; "Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 м с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина". http://vivovoco.rsl.ru/VV/ARTS/MUKHINA/VORONOV.HTM#3

Reply | Parent | Thread

Synthart

(no subject)

from: synthart
date: Jun. 28th, 2010 08:26 pm (UTC)
Link

Влияние Бразини на процесс проектирования ДС смехотворно и "высосано из пальца" устроителями выставки 97 года "Итальянский ДС" в МУАРе. Подробнее см. здесь, в комментариях: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/507381.html

Reply | Parent | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 28th, 2010 09:07 pm (UTC)
Link

Спасибо за ссылку, там много интересного. Вообще очень заинтересовала архитектурой павильонов для международных выставок.

А павильон Бразини и правда сильно уступает Иофану, просто если говорить именно о первоначальной идее со статуей, то тут художественные достоинства проекта в целом не так важны.

Reply | Parent | Thread

domety

(no subject)

from: domety
date: Jun. 27th, 2010 08:14 pm (UTC)
Link

А Вы бываете на открытиях?

Reply | Thread

Thayis

(no subject)

from: thayis
date: Jun. 27th, 2010 08:22 pm (UTC)
Link

ну я не на открытии была, мы с подругой на лекцию туда приходили, лекцию отменили и вместо этого провели экскурсию по этой выставке, причем провела ее куратор:) так что вот неожиданно получилось:)

Reply | Parent | Thread

vitalymokrushin

(no subject)

from: vitalymokrushin
date: Jun. 28th, 2010 04:33 pm (UTC)
Link

У меня впечатление, что скоро эта выставка в полном составе своих экспонатов переедет под нынешнюю отреставрированную скульптуру, в музей Мухиной.

Reply | Thread

Ксения Нестеренко

загадки выставок

from: Ксения Нестеренко
date: Nov. 18th, 2011 07:56 am (UTC)
Link

Друзья, спасибо за этот интересный материал, много нового узнала.

Я давно интересуюсь этим периодом советской истории, не знала, что павильон 1939 года также Иофан делал.

Тема попрежнему актуальна и интерес к ней не угасает!
Буквально вчера застала фрагмент программы по радио с участием лектора из Третьяковки, Н.Александровой,
очень рекомендую всем послушать и посмотреть http://finam.fm/archive-view/5064/

и вот еще ссылка на статью в коммерсанте, довольно познавательно
http://www.archi.ru/files/press/all/y2005m06d01_komm.htm

Reply | Thread